Живопись и графика А. Бенуа ди Стетто в Третьяковской галерее

06.11.2007

Новое выставочное пространство Третьяковской галереи "Выставочный зал в Толмачах" продолжает представлять широкому зрителю творчество мало известных мастеров, чье наследие дополняет картину искусства XX века. Очередная выставка - настоящее открытие нового имени для московской публики и специалистов. Русско-швейцарского художника Александра Зигфрида Бурхарда Леви Бенуа ди Стетто (1896-1979), живописца, графика, мастера дизайна, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, архитектора, называют "забытым из династии Бенуа". Его ранний отъезд в эмиграцию в начале 1920-х годов не дал ему возможности публично заявить о себе в России как о художнике. С этого времени его становление и творческая жизнь была связана с Европой. Впервые в России произведения мастера экспонировались в 2006 году в Санкт-Петербурге. В Москве это первая выставка Александра Бенуа ди Стетто. Художник демонстрирует еще один пример творческой личности из рода Бенуа, в разных поколениях давшего русской и европейской культуре талантливых живописцев, архитекторов, деятелей искусства. Зинаида Серебрякова (по матери Бенуа) говорила, что в их семье дети рождались уже с карандашом в руках. Династии Бенуа принадлежала мать художника; отец был гражданином Швейцарии, архитектором, работавшим в Санкт-Петербурге совместно с зодчим Л.Н.Бенуа. А.Бенуа ди Стетто родился в Санкт-Петербурге, учился в школе Общества поощрения художеств у Н.К.Рериха, И.Я.Билибина, А.А.Рылова, В.В.Матэ. В 1918 он стал изучать архитектуру в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (до 1818 - Академия Художеств). В начале 1920-х он уехал на родину отца в Швейцарию. В 1922 году Александр Леви (фамилию матери - Бенуа - он сумел получить позже) поселился в альпийской деревушке, где жизнь, в сравнении с революционной Россией, была спокойна, но для художника неинтересна. Не желая жить в творческой изоляции, мастер переехал в столичный Берн, где вошел в круг местных авторитетных художников, стал регулярно получать заказы на портреты, выставляться в городской галерее. Далее его творческая жизнь была связана с Парижем, Берлином и Мюнхеном. Он работал как живописец, художник-постановщик в музыкальных театрах (опера "Похищение в Серале" В.А.Моцарта в Немецком театре Берлина была удостоена городского Гран-при за декорации), создавал эскизы-картоны для ковров, успешно занимался промышленным дизайном. В 1929 году А.Бенуа ди Стетто с женой окончательно вернулся в Швейцарию, в ее самый "русский" город - Женеву, где провел всю оставшуюся жизнь. Он зарабатывал, выполняя многочисленные монументально-декоративные росписи общественных зданий, а также заказы в области дизайна. Хронологически рамки выставки в Третьяковской галерее охватывают период с 1916 года - времени создания набросков деревенских девушек, выполненных в имении "Нескучное", принадлежавшем его родственнице, художнице З.Серебряковой - по 1970-е. Один из разделов экспозиции посвящен жанру портрета. Талант портретиста проявился в художнике в начале 1920-х годов. Именно этот жанр впервые принес ему публичное признание. Среди произведений этого жанра, представленных на выставке, особый интерес вызывают портреты его жены Камы, талантливой датской скрипачки, ради мужа отказавшейся от продолжения музыкальной карьеры. А.Бенуа ди Стетто оттачивал профессиональное мастерство в излюбленных им графических техниках - акварели, итальянском карандаше, соусе, угле. Путешествуя, он создавал много архитектурных зарисовок старых европейских городов, которые, помимо художественной ценности, сегодня являются историческими документами. Виды Женевского озера, улочек Берна, Старой Женевы, альпийских деревень, заснеженных гор, натюрморты с цветами, атрибутами искусств демонстрируют открытость миру природы, желание во фрагментах обыденности увидеть и донести до зрителя красоту и радость каждого мгновения жизни. Многочисленные анималистические рисунки художника, выполненные в основном сангиной, свидетельствуют о ярком даре рисовальщика, умеющего твердой и лаконичной линией точно передать пластическое своеобразие и характер животного. В 1960-е годы художник начал экспериментировать в области беспредметного искусства, создавая архитектурные "структуры" - живописные композиции, построенные на сочетаниях цвета, формы, линии и ритма. В экспозицию включены "структуры", выполненные в 1960-х - 1970-х годах. На выставке представлено около 80 произведений - живопись, акварель, рисунок из частного собрания (Санкт-Петербург). Экспозиция дополнена генеалогическим древом рода Бенуа, фотографиями, документами, другими архивными материалами.

20:51 17.03.2009 | Просмотры: 312