В залах Академии художеств на Пречистенке открыта выставка старой европейской гравюры из собрания Научной библиотеки и Научно-исследовательского музея Академии художеств Санкт-Петербурга. Петербургские хранилища привезли часть своих фондов в Москву по случаю 250-летия академии. Для юбилейной выставки сюжет с фондами графики выбран не случайно. Первый президент Российской академии художеств Иван Иванович Шувалов положил начало коллекции гравюрных увражей, снабдив каталог эстампов (оттисков-отпечатков) подписью: "Оставленные мои эстампы в академии. Иван Шувалов".На выставку отобрали множество эстампов французских художников, специализирующихся в основном на так называемой репродукционной гравюре. Репродукционная гравюра -- первостепенный жанр в академической системе художественного воспитания. Большинство листов на выставке датируется серединой XVII века. Как раз в 1648 году по инициативе азартного министра Людовика XIV Ж.-Б. Кольбера создается ставшая образцовой для всех европейских стран Нового времени Королевская академия живописи и скульптуры в Париже. В ее стенах формируется свод правил высокого стиля. В соответствии с "заповедями" первого художника Короля-Солнца Шарля Лебрена приблизиться к эталону можно, изучая формы классического искусства Италии и творчество национального гения Франции Никола Пуссена. Собственно, переводя образы великих картин в черно-белые графические репродукции, граверы и ставили глаз обучающихся в академии живописцев. Искусно владея техникой резцовой гравюры и офорта (оба вида выполняются на металлической пластине: резцовая гравюра -- путем резания металлической доски, офорт -- путем царапания покрывающего металл кислотоупорного лака и дальнейшего протравливания рисунка в кислоте; возможны комбинации обоих видов), художники крохотными точечками, тончайшими штрихами и линиями создавали формулу идеального взгляда на известные, признанные эталонными шедевры Леонардо, Тициана, Рафаэля, Пуссена. Разлетевшиеся по многим академиями мира эстампы Жана Пена, Жерара Одрана, Клаудиа Стелл ы, Гийома Шато, Этьена Бове с филигранными черно-белыми "имиджами" картин богопочитаемых классицистами живописцев прошлого становились своего рода наглядным пособиям, может, офтальмологической таблицей юного художника, не исключено, что иллюстрацией в информационный тиражный бюллетень, наподобие художественной газеты. Кстати, глядя на героическое тщание сымитировать шедевр Рафаэля или Тициана с помощью мириад исступленно шагающих по белому листу штришков, особо остро сознаешь: по отношению к подлиннику живописи репродукционная гравюра была чем-то похожей именно что на пиксельную фотографию в газете или Интернете. Все так же, вроде бы, ан пространство восприятия не то. Впрочем, и доктрины академических программ по отношению к невообразимо сложной пластике неподконтрольной школам художественной жизни были тоже чем-то сходны с газетными передовицами.При всей своей дотошной воспитательности репродукционная гравюра эпохи Людовика XIV была первым шажком к эре мультимедийности, к образам поп-арта. Кстати, выставку в залах академии можно принять иллюстрацией сюжета, вполне "форматного" для скандальных периодических изданий. Имеем в виду суровое противостояние и непримиримую борьбу во французской академии второй половины XVII столетия "пуссенистов" и "рубенсистов": академиков -- сторонников идеально правильной композиции и рисунка Пуссена и академиков -- сторонников витальной колористической системы Рубенса. В залах на Пречистенке имеются как репродукции картин Пуссена, гравированные его поклонниками (Шато, Бове, Одран), так и оттиски по мотивам рубенсовских многофигурных полотен, созданные апологетами манеры великого фламандца (Видук, Эделинк, Болсверт). Так что выставка в залах РАХ -- это и репортаж с места горячих событий 3,5-вековой давности.
В залах Академии художеств на Пречистенке открыта выставка старой европейской гравюры из собрания Научной библиотеки и Научно-исследовательского музея Академии художеств Санкт-Петербурга. Петербургские хранилища привезли часть своих фондов в Москву по случаю 250-летия академии. Для юбилейной выставки сюжет с фондами графики выбран не случайно. Первый президент Российской академии художеств Иван Иванович Шувалов положил начало коллекции гравюрных увражей, снабдив каталог эстампов (оттисков-отпечатков) подписью: "Оставленные мои эстампы в академии. Иван Шувалов".На выставку отобрали множество эстампов французских художников, специализирующихся в основном на так называемой репродукционной гравюре. Репродукционная гравюра -- первостепенный жанр в академической системе художественного воспитания. Большинство листов на выставке датируется серединой XVII века. Как раз в 1648 году по инициативе азартного министра Людовика XIV Ж.-Б. Кольбера создается ставшая образцовой для всех европейских стран Нового времени Королевская академия живописи и скульптуры в Париже. В ее стенах формируется свод правил высокого стиля. В соответствии с "заповедями" первого художника Короля-Солнца Шарля Лебрена приблизиться к эталону можно, изучая формы классического искусства Италии и творчество национального гения Франции Никола Пуссена. Собственно, переводя образы великих картин в черно-белые графические репродукции, граверы и ставили глаз обучающихся в академии живописцев. Искусно владея техникой резцовой гравюры и офорта (оба вида выполняются на металлической пластине: резцовая гравюра -- путем резания металлической доски, офорт -- путем царапания покрывающего металл кислотоупорного лака и дальнейшего протравливания рисунка в кислоте; возможны комбинации обоих видов), художники крохотными точечками, тончайшими штрихами и линиями создавали формулу идеального взгляда на известные, признанные эталонными шедевры Леонардо, Тициана, Рафаэля, Пуссена. Разлетевшиеся по многим академиями мира эстампы Жана Пена, Жерара Одрана, Клаудиа Стелл ы, Гийома Шато, Этьена Бове с филигранными черно-белыми "имиджами" картин богопочитаемых классицистами живописцев прошлого становились своего рода наглядным пособиям, может, офтальмологической таблицей юного художника, не исключено, что иллюстрацией в информационный тиражный бюллетень, наподобие художественной газеты. Кстати, глядя на героическое тщание сымитировать шедевр Рафаэля или Тициана с помощью мириад исступленно шагающих по белому листу штришков, особо остро сознаешь: по отношению к подлиннику живописи репродукционная гравюра была чем-то похожей именно что на пиксельную фотографию в газете или Интернете. Все так же, вроде бы, ан пространство восприятия не то. Впрочем, и доктрины академических программ по отношению к невообразимо сложной пластике неподконтрольной школам художественной жизни были тоже чем-то сходны с газетными передовицами.При всей своей дотошной воспитательности репродукционная гравюра эпохи Людовика XIV была первым шажком к эре мультимедийности, к образам поп-арта. Кстати, выставку в залах академии можно принять иллюстрацией сюжета, вполне "форматного" для скандальных периодических изданий. Имеем в виду суровое противостояние и непримиримую борьбу во французской академии второй половины XVII столетия "пуссенистов" и "рубенсистов": академиков -- сторонников идеально правильной композиции и рисунка Пуссена и академиков -- сторонников витальной колористической системы Рубенса. В залах на Пречистенке имеются как репродукции картин Пуссена, гравированные его поклонниками (Шато, Бове, Одран), так и оттиски по мотивам рубенсовских многофигурных полотен, созданные апологетами манеры великого фламандца (Видук, Эделинк, Болсверт). Так что выставка в залах РАХ -- это и репортаж с места горячих событий 3,5-вековой давности.