"Взгляд из будущего в прошлое" в ЦДХ

26.01.2007

Центральный Дом Художника представляет выставку "Взгляд из будущего в прошлое (откровение невидимого в видимом)". Анатолий Чащинский. Живопись. Москва. Открытие: 31.01.07 в 16-00. 30.01 - 11.02.2007 г. 10 (часть) зал. Сенсацией сезона можно назвать открывающуюся 30 января 2007 года в ЦДХ выставку-ретроспективу картин известного художника-монументалиста Анатолия Чащинского "Взгляд из будущего в прошлое (откровение невидимого в видимом)". Впервые в России будут показаны работы 80-х годов, созданные в концепции иератического искусства, сформулированной Михаилом Шварцманом, учеником, другом и сподвижником которого является Анатолий Чащинский. Иератизм (в пер. "священный", "знаковый", "духовный) стал новым направлением в искусстве конца 20-го века. Его значимость соотносима по масштабу с открытием в эпоху Ренессанса светотеневой живописи Караваджо, которая отражает внешний мир именно в светотеневом эффекте с той лишь возможностью свидетельства о духовном, которая может быть дана человеку в условиях внешнего отражения реалий окружающего мира. Живопись А. Чащинского есть также результат осмысления Византийской и Древнерусской живописи, ее знаковой основы (неслучайно он считается одновременно выдающимся иконописцем), а также базовых достижений современного искусства: П. Сезанна (сформулировавшего право трансформации на образ), В. Кандинского (сформулировавшего право абстракции на образ) и К. Малевича (сформулировавшего право конструкции на образ). Знаковая (иератическая) живопись есть завершающая стадия в современном искусстве: право духовной (нематериальной) сущности на образ. Анатолий Чащинский - почти единственный художник современности, работающий в этом контексте. Его картины необыкновенно сильны, красочны, они поражают воображение. Лучшее их описание дает сам автор. "Внутренняя задача знаковой живописи есть переживание мистики богообщения и его материализация Божественным языком знака, откровение невидимого в видимом. Материальный мир является иерархической системой знаков, в которых зашифрована информация о вечном и бесконечном, о предназначении мира и его Творце. Через иерархическую систему знаков открывается вечность - это особое состояние, откровение Духа Святого человеческой душе. Это не припоминание прошлых событий и не воображение будущего, а каналы и мосты, переброшенные между двумя сферами бытия - земного (пространственно-временного) и духовного (вечного). Знак - форма духа, а дух - содержание знака. Знак может быть полностью понят только в вечности, когда будет раскрыт целевой план космоса, его динамических структур, энергетических сущностей и образов-идей, т.е. знак может быть понят только взором, брошенным из будущего в прошлое, а в земном бытии можно фиксировать знак, но не разрешить его иерографическую задачу. Поэтому объяснение и расшифровка знаков имеет второстепенное значение. Главное - соприкосновение с бытием духовного мира.Мы видим не мир, какой он есть в самих сущностях предметов, а только свойства, действия и энергии, зависящие от возможности механизма нашего восприятия. Говорить о реальности (т.е. адекватности), таким образом, вне знаковой систематики невозможно. Знак является ключом к истине. Вне знака и знаковых систем человеческая мысль о духовном мире повисла бы в пустоте или в области человеческих представлений, имеющих в своей основе метафизическую ложь падших духов (кумир материального, магия и идолопоклонство). В знаке зашифровано имя собственное, вызванное из Бездны Небытия и хранящее свою тайну, тайну сокровенного знания, а знаковая форма - это язык, ваяющий имя свое, рожденное в бесконечной смене метаморфоз и трансформаций в огненном котле Любви, Красоты и религиозного чувства. Таким образом, знак - это духовное выражение сущности Любви и Красоты", - А.Д. Чащинский. После выставки в ЦДХ автором предполагается продажа только одной картины.

20:51 02.12.2007 | Просмотры: 307