Выставка "Живопись. Объекты" О. Булгаковой и А. Ситникова в Третьяковской галерее

30.10.2007

Третьяковская галерея продолжает представлять творчество наиболее ярких художников-семидесятников. На этот раз музей демонстрирует произведения ключевых фигур этого поколения, знаменитых московских живописцев - Ольги Булгаковой и Александра Ситникова. Каждый из художников обладает неповторимой индивидуальностью. Вместе с тем, творчество супружеской пары - пример деликатного взаимовлияния и взаимообогащения и, одновременно, свидетельство общности мироощущения поколения семидесятых. Проект в Третьяковской галерее объединяет две персональные выставки, размещенные в одном экспозиционном пространстве. Это первые крупные ретроспективы художников. Представлено свыше 100 произведений - около 50-ти полотен Булгаковой и 50-ти картин и объектов Ситникова из собрания Третьяковской галереи, "Kolodzei Art Foundation" (США) и других частных коллекций. Хронологически рамки проекта охватывают период с 1963 (А.Ситников, "Пространство любви") по 2007 год. Демонстрируя характерные работы основных этапов творчества каждого из живописцев, проект показывает их искусство в развитии. О.Булгакова окончила Московский государственный художественный институт им.Сурикова в 1975, в 1976 была принята в члены Союза художников, начала выставляться с 1972 года. Ее работы 70-х - 80-х годов отличает театральное мировосприятие. Одна из главных серий этого периода посвящена Н.В.Гоголю. Через литературу и судьбу писателя Булгакова разрабатывала миф об Артисте, о драме творческой личности. Темы творчества и превращения стали главными в сериях портретов художников ("Художники", 1980-1981) и "Женщины и натюрморт". В этот период Булгакову увлекает процесс сюжетного построение композиций. Она вовлекает зрителя в игру, включая в ткань изображения иносказательность, визуальные коды, загадки и цитаты. В 1990-х в искусстве Булгаковой сложносочиненная драматургия сюжета, литературная составляющая произведений отступают на второй план (серия "Женщины и натюрморт"). Первостепенную значимость приобретают тон, цвет, пятно, пластика изображения. Подобный ход художественного мышления привел Булгакову к абстракции с геометрическими элементами (серия "Архаизмы", 2004). Три темы - "Ностальгия", "Псалом", "Гравитация" - демонстрируют обращение к области беспредметного, к онтологическим и изобразительным архетипам. Глубина и многозначность образов по-прежнему важны художнице, но теперь ей значительно интересней решение формальных задач (серии "Ангелы", 2006, "Имена", 2006). Для нее стал актуален сам процесс перевоплощения белизны загрунтованного холста в звучную и активную цветовую субстанцию. На выставке впервые представлены полотна из серии "Матриархат" (2007) и самого нового цикла - "Библейские эскизы" (2007). В искусстве Булгаковой, несмотря на стилистические и пластические трансформации, неизменным остается высокое интеллектуальное и духовное напряжение полотен, а также филигранное ремесленное воплощение замыслов, демонстрирующее высокое профессиональное мастерство. А.Ситников окончил графический факультет МГХИ им.Сурикова в 1972, в 1975 был принят в члены СХ, начал выставляться с 1967. Его ранние наивно-романтические (по определению автора) "озорные арабески и идеограммы" 1960-х годов ("Кассандра" (1966), "Цыганка" (1966), "Парень и Афродита" и др.), где в качестве пластического первоисточника угадываются народное африканское искусство, впервые предстанут перед московской публикой только сейчас, на выставке в Третьяковской галерее. Впервые художник публично выступил в 1970-годы - с тонкими, эстетскими и символистскими картинами из серии "Красивые девушки" (1972). В образах миражей и снов он представлял "эстетически окрашенный мир-Аркадию" (А.Боровский). Дистанцируясь от действительности, Ситников создавал индивидуальные мифы. Его произведениям были присущи метафоричность, метафизическое исследование воображаемого мира. К концу 70-х нарастали драматизм и напряжение работ Ситникова, поэтическая идиллия вытеснялась мотивами театрализованного социального гротеска ("Слепые, глухонемые" из серии "Demos", 1979, 1980). В многолетней серии "Инстинкты" (1980-1990), где в качестве персонажей выступают животные (бык, волк), проявлено мощное ощущение витальности, цветущей и самодостаточной силы. В ассоциативный ряд работ вовлечены мифологические образы крито-микенской культуры и испанской живописи. В середине 1980-х Ситников обратился к теме творчества, и если у Булгаковой эта тема связана с русской литературой, то Ситников визуализирует музыку. В экспрессионистических работах ("Концерт N1" (1981-2000) "А.Шнитке" (2000) и др.) ломаные, энергичные и нервные ритмы, пересекающиеся геометрические плоскости передают атональную, полную диссонансов и додекафонии музыку гениальных композиторов XX века - Д.Шостаковича и А.Шнитке. В серии объемных конструкций "Родная речь" (2000-2006), рефлексируя на темы русского авангарда начала XX века, Ситников играет с геометрическими знаками-символами цивилизации, используя крест, квадрат, треугольник, звезду Давида, серп и молот, изображая их лаконичными, активными цветами. Цель Ситникова - не деконструкция советских мифологем, а дистанцирование от советского, отстранение и перевод этих понятий и символов в декоративную плоскость. На выставке представлены также работы серий "Пиктроглифы" (2000-2006), "Риторика" (2000-2006). К ретроспективам художников изданы каталоги, включающие статьи искусствоведов А.Боровского, Н.Колодзей, А.Рожина, Барбары М.Тиманн (Фонд П. и И.Людвиг, Германия), художницы Н.Ситниковой, а также биографии и другие справочные материалы.

20:51 06.05.2008 | Просмотры: 263