В канун праздника праздников - ПАСХИ в Ставропольском государственном музее-заповеднике во второй раз открылась выставка "Многоликий символ жизни" из частной коллекции Марии Писаренко. Пасхальные яйца Мария Алексеевна собирает около 30 лет. Ее коллекцию можно рассматривать часами, удивляясь мастерству художников и совершенству произведений. Здесь есть изделия, выполненные в традиционном стиле российских народных промыслов (хохлома и городецкая роспись, ростовская финифть и мстерская лаковая живопись, гжель и уральская керамика, западнославянские писанки и эстонские кубышки), сувенирные пасхальные яйца ручной работы известных в России художников, авторские произведения из кисловодского фарфора и гусевского хрусталя... Всего 800 сувениров! У каждого предмета - своя история, с каждым связаны какие-то добрые воспоминания, впечатления от встреч с интересными людьми, в частности со ставропольскими художниками Евгением Кузнецовым, Ольгой и Василием Поляковыми, Владимиром Остапенко, Павлом Горбанем, Александром Сараткиным, Петром Охрименко. Казалось бы, что может быть проще яйца?! И тем не менее его совершенная форма и жизнеутверждающее содержание с древности стали символом начала начал, перехода из небытия в бытие. Не случайно византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин узрел в яйце модель мира: с землей и небом, водой и облаками. Судя по сохранившимся письменным источникам, в России традиция изготовления подарочных сувенирных пасхальных яиц была распространена уже во времена правления царя Алексея Михайловича. Их вытачивали из дерева и искусно расписывали специальные мастера. При Петре I художественные возможности обогатились за счет стекла и фарфора. Пасхальные яйца по мастерству исполнения приблизились к ювелирным изделиям. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом, обрамляли серебром и золотом. Появились яйца в виде музыкальных и простых шкатулок, часов. Одним из первых мастеров, превративших пасхальный символ в настоящее произведение ювелирного искусства, стал Карл Фаберже... Сегодня художественная роспись яйца - это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности. В центре выставочной экспозиции яйца с ликами святых (XIX-XX вв.), с издавна любимыми на Руси Православной деревянными писанками с мотивами в виде травы, листвы деревьев (возрождение природы), а также золотых колосьев - символа обильного урожая. Представленная коллекция - живой целостный художественный организм, объединяющий различные стили, школы и формы, несущий в себе единый образ мира. Мария Алексеевна Писаренко любит путешествовать. Из самых разных уголков нашей планеты: Франции, Голландии, Германии, Италии, Пакистана, Непала, Китая, Египта, Японии и др. она привезла удивительные экземпляры для своей коллекции. Родные, друзья и знакомые, зная ее пристрастие, вносят и свою лепту в это своеобразное увлечение. Мария Алексеевна Писаренко, похоже, не претендует на славу маститого коллекционера, она просто занимается тем, что ей нравится. А если это еще и приносит радость окружающим, то это настоящее счастье.
В канун праздника праздников - ПАСХИ в Ставропольском государственном музее-заповеднике во второй раз открылась выставка "Многоликий символ жизни" из частной коллекции Марии Писаренко. Пасхальные яйца Мария Алексеевна собирает около 30 лет. Ее коллекцию можно рассматривать часами, удивляясь мастерству художников и совершенству произведений. Здесь есть изделия, выполненные в традиционном стиле российских народных промыслов (хохлома и городецкая роспись, ростовская финифть и мстерская лаковая живопись, гжель и уральская керамика, западнославянские писанки и эстонские кубышки), сувенирные пасхальные яйца ручной работы известных в России художников, авторские произведения из кисловодского фарфора и гусевского хрусталя... Всего 800 сувениров! У каждого предмета - своя история, с каждым связаны какие-то добрые воспоминания, впечатления от встреч с интересными людьми, в частности со ставропольскими художниками Евгением Кузнецовым, Ольгой и Василием Поляковыми, Владимиром Остапенко, Павлом Горбанем, Александром Сараткиным, Петром Охрименко. Казалось бы, что может быть проще яйца?! И тем не менее его совершенная форма и жизнеутверждающее содержание с древности стали символом начала начал, перехода из небытия в бытие. Не случайно византийский богослов и философ Иоанн Дамаскин узрел в яйце модель мира: с землей и небом, водой и облаками. Судя по сохранившимся письменным источникам, в России традиция изготовления подарочных сувенирных пасхальных яиц была распространена уже во времена правления царя Алексея Михайловича. Их вытачивали из дерева и искусно расписывали специальные мастера. При Петре I художественные возможности обогатились за счет стекла и фарфора. Пасхальные яйца по мастерству исполнения приблизились к ювелирным изделиям. Их украшали драгоценными камнями, жемчугом, обрамляли серебром и золотом. Появились яйца в виде музыкальных и простых шкатулок, часов. Одним из первых мастеров, превративших пасхальный символ в настоящее произведение ювелирного искусства, стал Карл Фаберже... Сегодня художественная роспись яйца - это культурная память народа, неотделимая от самых глубоких устремлений современности. В центре выставочной экспозиции яйца с ликами святых (XIX-XX вв.), с издавна любимыми на Руси Православной деревянными писанками с мотивами в виде травы, листвы деревьев (возрождение природы), а также золотых колосьев - символа обильного урожая. Представленная коллекция - живой целостный художественный организм, объединяющий различные стили, школы и формы, несущий в себе единый образ мира. Мария Алексеевна Писаренко любит путешествовать. Из самых разных уголков нашей планеты: Франции, Голландии, Германии, Италии, Пакистана, Непала, Китая, Египта, Японии и др. она привезла удивительные экземпляры для своей коллекции. Родные, друзья и знакомые, зная ее пристрастие, вносят и свою лепту в это своеобразное увлечение. Мария Алексеевна Писаренко, похоже, не претендует на славу маститого коллекционера, она просто занимается тем, что ей нравится. А если это еще и приносит радость окружающим, то это настоящее счастье.