27 сентября в Михайловском дворце Русского музея открывается выставка "Михаил Козловский". На экспозиции представлено 19 скульптур и 36 произведений графики выдающегося мастера рубежа XVIII - XIX веков из собраний Русского музея. Эпоху классицизма, с которой неразрывно связано творчество Михаила Ивановича Козловского, называют "золотым веком русской скульптуры". Ф.Г. Гордеев, И.П. Мартос, Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев составили плеяду выдающихся мастеров, работавших в области монументальной и станковой пластики. Козловский был одним из этих талантливых выпускников Императорской Академии художеств, ставших в конце XVIII века профессорами скульптурного класса. Художественное дарование Козловского, вдохновенное и многогранное, пользовалось особенным признанием современников, которые сравнивали его с Микеланджело. "Ревнитель Фидию, российский Бонарот" прославился памятником полководцу А.В. Суворову, поставленным в 1801 году на Марсовом поле. Большой каскад в Петергофе в 1802 году он украсил фонтанной композицией "Самсон, раздирающий пасть льва". В императорской коллекции и в частных собраниях появлялись мраморные статуи и терракотовые эскизы, работы мастера. Большинство произведений Козловского в настоящее время принадлежит Русскому музею. На парадной лестнице Михайловского дворца традиционно экспонируются статуи, созданные в 1790-е годы и вошедшие в историю русского искусства, - "Бдение Александра Македонского", "Екатерина II в образе Фемиды", "Амур", "Гименей". В двух залах выставки представлены не менее известные работы скульптора. Разные по характеру, по своему идейному содержанию и пластическому решению, они показывают широкий диапазон творческих устремлений и возможностей Козловского: героизированный пафос служения отечеству отличает "Якова Долгорукова", драматический накал страстей - распятого "Поликрата", не менее выразительны идиллические мотивы, воплощенные в "Аполлоне" и "Психее". "Эскизы из глины почитаются в художестве наравне с мрамором", - писал П.П. Свиньин, один из первых собирателей произведений русских художников. Терракоты Козловского представляют исключительную ценность и по праву считаются жемчужинами музейной коллекции. В них наиболее ярко проявились неповторимый темперамент и мастерство скульптора. Среди признанных шедевров - выполненные в обожженной глине группы на темы Троянской войны "Аякс, защищающий тело Патрокла" и "Смерть Астианакта". Особого внимания заслуживает принятая на выставку из музея-усадьбы "Приютино" мраморная фигура греческого царя Филоктета, одного из героев "Илиады" Гомера, которая впервые экспонируется с правильным наименованием и в контексте творчества Козловского, рядом с его лучшими скульптурами и рисунками. "Он был славный рисовальщик", - заметил спустя четверть века после кончины Козловского конференц-секретарь Академии художеств В.И. Григорович. Сохранилось более 60 рисунков мастера, почти все они хранятся в Русском музее. На выставке показаны разные грани графического наследия Козловского. Здесь и рисунки натурщиков, выполненные в 1770-х годах в период пенсионерства в Риме, и многофигурные композиции, отражающие знакомство с искусством античности и Возрождения. Многие листы связаны со скульптурными замыслами Козловского: с барельефами Концертного зала в Царском Селе и Мраморного зала Мраморного дворца, с работой над статуями "Бдение Александра Македонского", "Екатерина II в образе Фемиды", с проектированием памятника А.В. Суворову. Среди произведений Козловского-рисовальщика композиции на литературные сюжеты "Убальдо и Карло уводят Ринальдо от Армиды" (из поэмы Тассо "Освобожденный Иерусалим") и "Гибель Ипполита" (из трагедии Расина "Федра"). Относящиеся к началу 1790-х годов, времени творческого расцвета художника, они не имеют аналогов в русском искусстве XVIII века по своему замыслу и технике (рисунки выполнены тушью и белилами на негрунтованных деревянных досках). Широкий кругозор, профессиональное мастерство и зрелость творческих решений сделали скульптуру и рисунок Козловского ярким и значимым явлением национальной художественной культуры.
27 сентября в Михайловском дворце Русского музея открывается выставка "Михаил Козловский". На экспозиции представлено 19 скульптур и 36 произведений графики выдающегося мастера рубежа XVIII - XIX веков из собраний Русского музея. Эпоху классицизма, с которой неразрывно связано творчество Михаила Ивановича Козловского, называют "золотым веком русской скульптуры". Ф.Г. Гордеев, И.П. Мартос, Ф.И. Шубин, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев составили плеяду выдающихся мастеров, работавших в области монументальной и станковой пластики. Козловский был одним из этих талантливых выпускников Императорской Академии художеств, ставших в конце XVIII века профессорами скульптурного класса. Художественное дарование Козловского, вдохновенное и многогранное, пользовалось особенным признанием современников, которые сравнивали его с Микеланджело. "Ревнитель Фидию, российский Бонарот" прославился памятником полководцу А.В. Суворову, поставленным в 1801 году на Марсовом поле. Большой каскад в Петергофе в 1802 году он украсил фонтанной композицией "Самсон, раздирающий пасть льва". В императорской коллекции и в частных собраниях появлялись мраморные статуи и терракотовые эскизы, работы мастера. Большинство произведений Козловского в настоящее время принадлежит Русскому музею. На парадной лестнице Михайловского дворца традиционно экспонируются статуи, созданные в 1790-е годы и вошедшие в историю русского искусства, - "Бдение Александра Македонского", "Екатерина II в образе Фемиды", "Амур", "Гименей". В двух залах выставки представлены не менее известные работы скульптора. Разные по характеру, по своему идейному содержанию и пластическому решению, они показывают широкий диапазон творческих устремлений и возможностей Козловского: героизированный пафос служения отечеству отличает "Якова Долгорукова", драматический накал страстей - распятого "Поликрата", не менее выразительны идиллические мотивы, воплощенные в "Аполлоне" и "Психее". "Эскизы из глины почитаются в художестве наравне с мрамором", - писал П.П. Свиньин, один из первых собирателей произведений русских художников. Терракоты Козловского представляют исключительную ценность и по праву считаются жемчужинами музейной коллекции. В них наиболее ярко проявились неповторимый темперамент и мастерство скульптора. Среди признанных шедевров - выполненные в обожженной глине группы на темы Троянской войны "Аякс, защищающий тело Патрокла" и "Смерть Астианакта". Особого внимания заслуживает принятая на выставку из музея-усадьбы "Приютино" мраморная фигура греческого царя Филоктета, одного из героев "Илиады" Гомера, которая впервые экспонируется с правильным наименованием и в контексте творчества Козловского, рядом с его лучшими скульптурами и рисунками. "Он был славный рисовальщик", - заметил спустя четверть века после кончины Козловского конференц-секретарь Академии художеств В.И. Григорович. Сохранилось более 60 рисунков мастера, почти все они хранятся в Русском музее. На выставке показаны разные грани графического наследия Козловского. Здесь и рисунки натурщиков, выполненные в 1770-х годах в период пенсионерства в Риме, и многофигурные композиции, отражающие знакомство с искусством античности и Возрождения. Многие листы связаны со скульптурными замыслами Козловского: с барельефами Концертного зала в Царском Селе и Мраморного зала Мраморного дворца, с работой над статуями "Бдение Александра Македонского", "Екатерина II в образе Фемиды", с проектированием памятника А.В. Суворову. Среди произведений Козловского-рисовальщика композиции на литературные сюжеты "Убальдо и Карло уводят Ринальдо от Армиды" (из поэмы Тассо "Освобожденный Иерусалим") и "Гибель Ипполита" (из трагедии Расина "Федра"). Относящиеся к началу 1790-х годов, времени творческого расцвета художника, они не имеют аналогов в русском искусстве XVIII века по своему замыслу и технике (рисунки выполнены тушью и белилами на негрунтованных деревянных досках). Широкий кругозор, профессиональное мастерство и зрелость творческих решений сделали скульптуру и рисунок Козловского ярким и значимым явлением национальной художественной культуры.