Поначалу экспозиция, размещенная в небольшом зале галереи на Земляном валу, воспринимается набором странных артефактов какой-то истории, смысл которой не восстановим. В самом деле, художница Анна Кузнецова предложила нам стать соучастниками вполне герметического романа, в котором каждая деталь -- эмблема, шифр, требующая собственный ключ. Прямо напротив входа -- пюпитр с нотами виолончельной сюиты Баха, странный кожаный футляр -- словно бы виолончельный, но с пришитым к нему портфелем. Объект простеган красными проводами, будто порванными струнами. Слева от футляра фотографические триптихи с повторяющимися фрагментами фасада здания БендлерБлок в Берлине, Мемориала немецкого Сопротивления. Венки, кромка неба над карнизом, указатель с надписью: Stauffenbergstasse. Рядом с фотографиями чернильный рисунок на каком-то архитектурном плане. В традициях детской книжной графики силуэт мальчика, играющего на виолончели. Справа от пюпитра собранные из черных шелковых лоскутков (будто из осколков) портреты человека с благородным рыцарским профилем. Напротив -- обрезанные электропровода, перетянутые в форме равноконечного креста. На них -- покрашенная в черный цвет гирлянда искусственных цветов.Черно-белый строгий визуальный образ выставки ассоциируется с нотной записью -- недоступной несведущим, открытой умеющим читать. Объекты рассказывают трагическую, подлинно, как говорили в старинное время, готическую историю немецкого графа Клауса фон Штауффенберга. Он жил в первой половине прошлого века. Происходил из древнего рыцарского рода. Был аристократом, продвинулся по военной службе. Стал калекой в африканскую компанию 1943 года. Через год подготовил и осуществил неудачное покушение на Гитлера. Расстрелян в возрасте 37 лет.Стена с венком, кромка неба, крест из проводов, портрет из осколков -- взорванная биография. Интригует виолончельный футляр и портрет музицирующего ребенка на архитектурном плане. Виолончельная музыка была подлинной страстью графа Клауса фон Штауффенберга. Подобно многим аристократам старинны х родов (вспомним даже нашего графа Николая Шереметева) Клаус признавал cello королевой инструментов и сам охотно музицировал в домашних ансамблях. В родовом замке Штауффенбергов теперь есть отдельные апартаменты, в которых "живет" виолончель Клауса.В этой рыцарской истории именно виолончели Анна Кузнецова доверила голос "от автора". Образ виолончели преломляет, комментирует все сюжетные и смысловые линии: разрушенную судьбу музыканта без пальцев (их граф лишился в 1943 году в Африке), желание вернуть семье мир, где домашнее музицирование еще не есть апофеоз пошлости в контексте свастик и Освенцима; провода -- струны, футляр -- портфель: теперь это уже образ возмездия и жертвы, наконец, эфы (прорези в деке) виолончели напоминают не только латинскую F (откуда и название "эфы"), но и S -- монограмму Stauffenberg.На каталоге выставки художница оставила автограф: силуэт виолончели становится картой мира. Похоже, что так.
Поначалу экспозиция, размещенная в небольшом зале галереи на Земляном валу, воспринимается набором странных артефактов какой-то истории, смысл которой не восстановим. В самом деле, художница Анна Кузнецова предложила нам стать соучастниками вполне герметического романа, в котором каждая деталь -- эмблема, шифр, требующая собственный ключ. Прямо напротив входа -- пюпитр с нотами виолончельной сюиты Баха, странный кожаный футляр -- словно бы виолончельный, но с пришитым к нему портфелем. Объект простеган красными проводами, будто порванными струнами. Слева от футляра фотографические триптихи с повторяющимися фрагментами фасада здания БендлерБлок в Берлине, Мемориала немецкого Сопротивления. Венки, кромка неба над карнизом, указатель с надписью: Stauffenbergstasse. Рядом с фотографиями чернильный рисунок на каком-то архитектурном плане. В традициях детской книжной графики силуэт мальчика, играющего на виолончели. Справа от пюпитра собранные из черных шелковых лоскутков (будто из осколков) портреты человека с благородным рыцарским профилем. Напротив -- обрезанные электропровода, перетянутые в форме равноконечного креста. На них -- покрашенная в черный цвет гирлянда искусственных цветов.Черно-белый строгий визуальный образ выставки ассоциируется с нотной записью -- недоступной несведущим, открытой умеющим читать. Объекты рассказывают трагическую, подлинно, как говорили в старинное время, готическую историю немецкого графа Клауса фон Штауффенберга. Он жил в первой половине прошлого века. Происходил из древнего рыцарского рода. Был аристократом, продвинулся по военной службе. Стал калекой в африканскую компанию 1943 года. Через год подготовил и осуществил неудачное покушение на Гитлера. Расстрелян в возрасте 37 лет.Стена с венком, кромка неба, крест из проводов, портрет из осколков -- взорванная биография. Интригует виолончельный футляр и портрет музицирующего ребенка на архитектурном плане. Виолончельная музыка была подлинной страстью графа Клауса фон Штауффенберга. Подобно многим аристократам старинны х родов (вспомним даже нашего графа Николая Шереметева) Клаус признавал cello королевой инструментов и сам охотно музицировал в домашних ансамблях. В родовом замке Штауффенбергов теперь есть отдельные апартаменты, в которых "живет" виолончель Клауса.В этой рыцарской истории именно виолончели Анна Кузнецова доверила голос "от автора". Образ виолончели преломляет, комментирует все сюжетные и смысловые линии: разрушенную судьбу музыканта без пальцев (их граф лишился в 1943 году в Африке), желание вернуть семье мир, где домашнее музицирование еще не есть апофеоз пошлости в контексте свастик и Освенцима; провода -- струны, футляр -- портфель: теперь это уже образ возмездия и жертвы, наконец, эфы (прорези в деке) виолончели напоминают не только латинскую F (откуда и название "эфы"), но и S -- монограмму Stauffenberg.На каталоге выставки художница оставила автограф: силуэт виолончели становится картой мира. Похоже, что так.