Выставка, приурочена к 200-летию со дня рождения Александра Андреевича Иванова. Ее материал позволяет изменить представление об Иванове, как о художнике "одной картины". В экспозицию вошли практически все произведения, принадлежащие Русскому музею, и некоторые шедевры из Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Представлено около 200 работ мастера, из которых более 100 живописных и около 70 акварельных и графических работ. В таком объеме работы Александра Иванова в Русском музее не экспонировались. Последняя выставка художника была в 1956 году, тогда же вышла фундаментальная монография М. В. Алпатова, не утратившая значение и поныне. Первые профессиональные уроки А. А. Иванов получил от отца, знаменитого профессора Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. Затем, в 1817 г. поступает в Академию посторонним учеником (без казенного обеспечения). В 1824 году за картину "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ) Александр Иванов получил Малую золотую медаль, в 1827 - золотую медаль первого достоинства за работу "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию" (1827, ГРМ). В 1828 г. Иванову присвоено звание художника, а в 1830 г. он едет в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художников. С самого начала пребывания за границей Иванов стремился найти значительную тему. Мысль о художественном воплощении евангельского сюжета, повествующего о пришествии Мессии, возникла у него уже в начале 1830-х годов, и в 1833 году он сообщает Обществу поощрения художников о замысле картины "Явление Мессии". В качестве приближения к теме Иванов исполнил композицию "Явление Христа Марии Магдалине" (1835 г., ГРМ). Эта картина в Петербурге была встречена восторженно, а в 1836 году ее автору было присвоено звание академика. Иванов не спешил возвращаться, захваченный идеей новой картины - "Явление Христа народу", где задумал изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. Работа над картиной длилась более четверти века, и только в 1858 г. Иванов решился отправить ее в Санкт-Петербург. "Явление Христа народу" была встречено разноречивыми суждениями, в печати высказывались взаимоисключающие мнения. Внезапная смерть художника прекратила толки. Изучением биографии и наследия Александра Андреевича занялись М.П. Боткин, Н.П. Собко, В.В. Стасов и другие. Большая картина "Явление Христа народу" была приобретена в 1858 г. императором Александром II и подарена Московскому Публичному Румянцевскому музею, а с 1930-х годов она принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Огромные размеры картины (540 на 750 см) делают невозможным ее транспортировку и экспонирование на выставке. Работая над картиной, Иванов создал несколько сотен этюдов и эскизов непосредственно и опосредованно связанных с ней. Иванов далеко опередил свое время, решая задачи единства световоздушной среды, пленэра, воплотив мысль о единстве живой и неживой природы, пронизанной божественным началом. Этюды и эскизы к "Явлению Мессии" по глубине содержания и законченности мысли имеют самостоятельное художественное значение. В результате появилась серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят "Ветка", "Аппиева дорога при закате солнца", "Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо", "Вода и камни под Палаццуола". Наследие Иванова практически полностью разделили Третьяковская галерея и Русский музей. В Русском музее хранится около 100 произведений графики и акварели, а также 99 произведений живописи, в том числе наиболее близкий к натуре большой эскиз "Явления Мессии" из собрания К. Т. Солдатенкова. В коллекцию ГРМ вошли работы Иванова из собрания известного коллекционера М.П. Боткина, в доме которого художник поселился по приезде в Петербург и в котором скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры. Из Третьяковской галереи в экспозицию выставки войдут: 10 живописных произведений, в том числе одна из наиболее совершенных работ художника - "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением", эскизы к "Явлению Мессии", а также около 30 наиболее важных графических и акварельных работ из серии "Библейские эскизы". По замыслу мастера библейские композиции должны были стать стенными росписями общественного здания, особого храма, где перед зрителями в художественных образах проходила бы вся история человечества, этапы его нравственного развития. Этот цикл стал своеобразным подведением итогов творческойжизни Иванова. По грандиозности замысла он не имеет аналогов в мировом искусстве. Александр Иванов - фигура заметная и очень важная для истории русского искусства и общественной мысли. Идея воплощения средствами изобразительного искусства "сути всего Евангелия" связана еще и с представлением Иванова о миссии художника, которому божественным промыслом назначено нравственное совершенствование человека и общества. Иванов свято верил в то, что именно художествам и художникам (и более всего в России) суждено привести человечество к "золотому веку".
Выставка, приурочена к 200-летию со дня рождения Александра Андреевича Иванова. Ее материал позволяет изменить представление об Иванове, как о художнике "одной картины". В экспозицию вошли практически все произведения, принадлежащие Русскому музею, и некоторые шедевры из Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Представлено около 200 работ мастера, из которых более 100 живописных и около 70 акварельных и графических работ. В таком объеме работы Александра Иванова в Русском музее не экспонировались. Последняя выставка художника была в 1956 году, тогда же вышла фундаментальная монография М. В. Алпатова, не утратившая значение и поныне. Первые профессиональные уроки А. А. Иванов получил от отца, знаменитого профессора Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. Затем, в 1817 г. поступает в Академию посторонним учеником (без казенного обеспечения). В 1824 году за картину "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ) Александр Иванов получил Малую золотую медаль, в 1827 - золотую медаль первого достоинства за работу "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице хлебодару и виночерпию" (1827, ГРМ). В 1828 г. Иванову присвоено звание художника, а в 1830 г. он едет в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художников. С самого начала пребывания за границей Иванов стремился найти значительную тему. Мысль о художественном воплощении евангельского сюжета, повествующего о пришествии Мессии, возникла у него уже в начале 1830-х годов, и в 1833 году он сообщает Обществу поощрения художников о замысле картины "Явление Мессии". В качестве приближения к теме Иванов исполнил композицию "Явление Христа Марии Магдалине" (1835 г., ГРМ). Эта картина в Петербурге была встречена восторженно, а в 1836 году ее автору было присвоено звание академика. Иванов не спешил возвращаться, захваченный идеей новой картины - "Явление Христа народу", где задумал изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. Работа над картиной длилась более четверти века, и только в 1858 г. Иванов решился отправить ее в Санкт-Петербург. "Явление Христа народу" была встречено разноречивыми суждениями, в печати высказывались взаимоисключающие мнения. Внезапная смерть художника прекратила толки. Изучением биографии и наследия Александра Андреевича занялись М.П. Боткин, Н.П. Собко, В.В. Стасов и другие. Большая картина "Явление Христа народу" была приобретена в 1858 г. императором Александром II и подарена Московскому Публичному Румянцевскому музею, а с 1930-х годов она принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Огромные размеры картины (540 на 750 см) делают невозможным ее транспортировку и экспонирование на выставке. Работая над картиной, Иванов создал несколько сотен этюдов и эскизов непосредственно и опосредованно связанных с ней. Иванов далеко опередил свое время, решая задачи единства световоздушной среды, пленэра, воплотив мысль о единстве живой и неживой природы, пронизанной божественным началом. Этюды и эскизы к "Явлению Мессии" по глубине содержания и законченности мысли имеют самостоятельное художественное значение. В результате появилась серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят "Ветка", "Аппиева дорога при закате солнца", "Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо", "Вода и камни под Палаццуола". Наследие Иванова практически полностью разделили Третьяковская галерея и Русский музей. В Русском музее хранится около 100 произведений графики и акварели, а также 99 произведений живописи, в том числе наиболее близкий к натуре большой эскиз "Явления Мессии" из собрания К. Т. Солдатенкова. В коллекцию ГРМ вошли работы Иванова из собрания известного коллекционера М.П. Боткина, в доме которого художник поселился по приезде в Петербург и в котором скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры. Из Третьяковской галереи в экспозицию выставки войдут: 10 живописных произведений, в том числе одна из наиболее совершенных работ художника - "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением", эскизы к "Явлению Мессии", а также около 30 наиболее важных графических и акварельных работ из серии "Библейские эскизы". По замыслу мастера библейские композиции должны были стать стенными росписями общественного здания, особого храма, где перед зрителями в художественных образах проходила бы вся история человечества, этапы его нравственного развития. Этот цикл стал своеобразным подведением итогов творческойжизни Иванова. По грандиозности замысла он не имеет аналогов в мировом искусстве. Александр Иванов - фигура заметная и очень важная для истории русского искусства и общественной мысли. Идея воплощения средствами изобразительного искусства "сути всего Евангелия" связана еще и с представлением Иванова о миссии художника, которому божественным промыслом назначено нравственное совершенствование человека и общества. Иванов свято верил в то, что именно художествам и художникам (и более всего в России) суждено привести человечество к "золотому веку".