Возвращение "Бассейна"

29.01.2007

В Эрмитаж возвращается похищенная шесть лет назад картина французского художника Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Это событие приурочено к проведению в Санкт-Петербурге Международной региональной конференции стран Восточной и Центральной Европы "Применение научно-технических достижений в управлении и сохранении исторических городов, включенных в Список всемирного наследия". В то же время глава Росохранкультуры Борис Боярсков заявил о том, что в фондах Эрмитажа обнаружен краденый византийский крест VI века, который Россия готова вернуть Турции, если та докажет истинную принадлежность реликвии. Возвращение Жерома Похищенная из Эрмитажа картина Жерома "Бассейн в гареме" около шести лет находилась в тени, очевидно, покупателей на нее не нашлось. Ориентировочная стоимость этого полотна на момент хищения была оценена в 1 млн долларов. Холст размером 73,5 на 62 сантиметров злоумышленники хранили свернутым вчетверо, и в результате такого неподобающего обращения он получил сильные повреждения и почти порван на сгибах. Среди искусствоведов французский художник и скульптор Жан Леон Жером считается мастером салонно- академического направления. Для своих полотен он использовал сюжеты из истории Франции и Древней Греции, а затем, после путешествия в Турцию и Египет, стал работать в восточном вкусе с мавританской экзотикой. Специалисты называют его основателем стиля "неогрек" в живописи. Картина "Бассейн в гареме" в свое время была частью личной коллекции императора Александра III, которую он начал собирать будучи наследником престола. Оказавшись в коллекции Эрмитажа, полотно, датированное 1876 годом, спокойно провисело в зале экспозиции французской живописи Х1Х века на третьем этаже Зимнего дворца до марта 2001 года. Именно тогда преступнику удалось вырезать картину из рамы и вынести ее из музея. Поиски оказались безрезультатными, но в декабре 2006 года воры, или, возможно, их доверенные лица решили вернуть краденое и выбрали в качестве посредника Геннадия Зюганова. В его приемную позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину "Бассейн в гареме" именно представителю КПРФ. Сильно удивившиеся такому "подкидышу" эксперты, которым коммунисты, в свою очередь, передали "Бассейн в гареме", проверили картину на подлинность. После соблюдения всех необходимых процедур было принято решение возвратить краденное в Эрмитаж. 29 января полотно французского художника руководитель Росохранкультуры Борис Боярсков передал директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому. Обнаружение картины стало поводом для возобновления производства по уголовному делу о ее краже, возбужденному в 2001 году. Ранее в Главном Следственном управлении при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти было принято решение о приостановлении дела. Для изучения всех обстоятельств и производства необходимых процессуальных действий в столицу направлена петербургская следственная группа. Турецкий крест Возвращение похищенной картины совпало с еще одним событием в жизни музея. Как сообщил г-н Боярсков, в Эрмитаж попал краденый византийский крест. Глава Росохранкультуры не уточнил всех обстоятельств, но рассказал, что крест принадлежит частному владельцу, который обратился в фондово-закупочную комиссию Эрмитажа с предложением купить раритет. Сотрудники комиссии, следуя инструкциям, обратились к базе Росохранкультуры по разыскиваемым культурным ценностям. В этом ведомстве предположили, что это византийский крест VI века, принадлежавший коллекции Музея цивилизации, расположенного в турецкой Анталье. По словам Бориса Боярскова, крест был похищен еще в 1963 году. "Если Турция докажет истинную принадлежность креста коллекции своего музея, мы вернем его строго в соответствии с правилами ЮНЕСКО", - отметил глава Росохранкультуры. В то же время начальник фондово-закупочной комиссии Государственного Эрмитажа Виктор Файбисович, к которому Страна.Ru обратилась за комментариями, призывает не торопиться и быть крайне осторожным с оценками этого креста. "Во всяком случае я не могу ни о ком и ни о чем говорить как о чем-то криминальном до тех пор, пока не установлена эта криминальность, - подчеркнул он в телефонной беседе. с корреспондентом Страны.Ru - Происхождение этой вещи проходит проверку, мы запросили владельца о легитимности предмета, и он нам прислал документы, которые нам не внушают сомнений. Но, вероятно, в Росохранкультуре есть какие-то основания для того, чтобы это перепроверять. Это их задача". Г-н Файбисович также рассказал, что в практике работы фондово-закупочной комиссии "такие сомнительные случаи бывают крайне редко, и это произошло впервые за весь прошлый год" Благородные воры С разных трибун уже не раз говорилось о том, что во всем мире кражи из музеев - не редкость. В России ежегодно совершается от 50 до 70 краж из музеев различной подчиненности. И, несмотря на то, что, как уверяет руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, "музейные работники - самые светлые, нищие и благородные", вирус преступности проник и в их среду. Хищения культурных ценностей уступают по количеству только преступлениям, связанным с оружием и наркотиками. Так, по данным правоохранительных органов в период с 2001 по 2004 годы в российских музеях было зафиксировано 95 случаев хищения и утрачено около 4 тыс. предметов, из которых возвращено было только 298. В частности, в 2005 году было зафиксировано 24 случая хищения и похищено 1700 экспонатов. Самые крупные хищения произошли в Эрмитаже, Амурском краеведческом музее, Астраханской картинной галерее, Задонском музее и ряде других. Дерзкая кража в Эрмитаже, совершенная его сотрудниками, переполнила чашу государственного терпения. Для проверки всех без исключения музеев была создана специальная правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. В настоящее время проводятся специализированные проверки фондов в 120 крупных музеях. До конца 2008 года проверку экспонатов пройдут все российские музеи, которых насчитывается чуть более 1,6 тысяч. Наибольшую сложность составляет проверка в таких музеях, как Государственный Исторический музей и Эрмитаж, в каждом из которых хранится более 5 млн экспонатов. В Росохранкультуре уже создана электронная розыскная поисковая автоматизированная система (ЭРПАС), в которую внесено около 9 тыс. похищенных и незаконно вывезенных из России культурных ценностей не только из государственных, но и из частных коллекций. По утвержденному регламенту, музеи обязаны в короткий срок информировать это ведомство о пропажах. Кроме того, удалось обязать антикварные магазины сообщать о подозрительных предметах. Профессиональные антиквары сами заинтересованы в этой системе: подстраховываясь, они часто просят сотрудников Росохранкультуры проверить по базе ЭРПАС легальность продаваемых через магазины вещей. Наталья Елисеева

20:51 22.11.2008 | Просмотры: 273