"Волшебство рисунка" В.Емельянова в Чувашском художественном музее

12.01.2007

12 января 2007 года в Чувашском государственном художественном музее открывается выставка, посвященная 70-летию со дня рождения чувашского художника графика Виталия Емельянова (1937-1982). На выставке представлено более 120 графических работ. Виталий Емельянович Емельянов - художник, внесший заметный вклад в развитие чувашской книжной и сатирической графики. Уже первыми карикатурами, опубликованными в "Капкане" - "Выжимают молоко" (1962), "Ильин день", в деревне Самогоркино" (1963), "В колхозе "Бесхозяйственность" осенью и весной" (1964), "Ну-ну! Добро пожаловать" (1964) - Виталий Емельянов обратил на себя внимание читателей журнала. Он сразу же выделился изощренной изобретательностью разработки сюжета и сильным рисунком. Молодой художник выступил как мастер занимательных многофигурных рассказов, где тонкий юмор переплетался с хлесткой сатирой, а гротескное обличение бесхозяйственности и показухи сделало эти рисунки свидетельством советской эпохи. В середине 60-х гг. Емельянов начал сотрудничать с Книжным издательством как соавтор писателей-сатириков. Оформление книг "Чудесное лекарство" (1967) и "Вредная слава" (1969) Л. Агакова, "Полный чурбан" К. Чулгася (1968), "Трутень" В. Урдаша (1970), "Кошмарный сон" (1969) и "Смех не для всех" (1970) А. Галкина - сделали его имя известным в республике. Художник нашел адекватные тексту зримые образы бездельников, ловчил, пьяниц, тунеядцев и бюрократов, бескомпромиссно обличая их иждивенческую сущность и псевдозначительную славу. Юморист и сатирик Емельянов тонко чувствовал национальную принадлежность персонажей иллюстрируемых им произведений. Настоящей творческой находкой стали оформленные им пьесы-сказки "Аленький цветочек" и "Босая птица" (1968). В. Емельянов выполнил не только задачу иллюстратора, но и художника-постановщика, создав образы всех кукольных персонажей. Решая обложку и титул в духе древних рукописных книг, он органично объединил в единое целое русскую и восточную сказки, придав героям характерные национальные черты. Сценки, данные в иллюстрациях, полны очаровательного юмора, их интересно рассматривать, смакуя остроумные детали. Большой творческой удачей стали иллюстрации к произведению Е. Лисиной "Марине" (1969). Книга не была издана, но иллюстрации с успехом экспонировались на многих выставках. Здесь перед нами во всех милых подробностях встает босоногое детство автора, сливаясь с детством персонажей книжки. Образы чувашской деревни и ее обитателей овеяны романтической дымкой воспоминаний, тонко обыгран юмор положений, рисунки композиционно завершены и очень красивы по цвету. Вершина творчества художника - обложка и иллюстрации к сборнику чувашских детских народных песенок "Ласточка-касаточка" (1973), составленного В. Максимовым. Пятнадцать разворотных иллюстраций, обрамляющих текст, - это красочный мир детства: деревенская изба, двор, улица, поле, лес, деревья, цветы, птицы, домашние животные. И все это живет, цветет, растет, двигается, работает, играет вместе с маленькими героями песенок. В иллюстрации художнику было интересно все, он одинаково любовно делал и полосную иллюстрацию и маленький рисунок на полях, понимая, что книга это целостный организм, в котором нет главных и второстепенных частей. Виталий Емельянов также известен и как плакатист. В конце 60-х начале 70-х гг. он успешно сотрудничал с мастерской агитплаката. Им была создана серия плакатов сатирического и социально-философского звучания: "Карьеризм", "Принцип" (1971), "Соавторство" (1972), "Консерватизм" (1974), "Пассивность", "Ответственность" (1980). Эта серия, ставшая творческим завещанием художника, - наглядное доказательство того, что талантливый человек всегда намного опережает свое время, улавливая только назревающие в обществе тенденции. Анастасия Григорьева, куратор выставки

20:51 19.02.2009 | Просмотры: 306