В Петербурге в Русском музее открылась выставка живописи, станковой и печатной графики, плаката, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и фотографии «Венера Советская». Выставка охватывает период с 1917 по 1991 год, то есть весь советский период, с которым имя богини любви ассоциируется не в первую очередь. Советские люди вообще как бы не делали это - то, что сквозит почти из каждого полотна, каждой скульптуры, но не из плакатов, конечно. Женщина советского плаката, по-моему, больше похожа на суровую Парку, зажавшую в сухощавом кулаке нить вашей жизни, - особенно если это какая-нибудь ткачиха, поглощенная социалистическим соревнованием. Или на Эриннию - если она летит по земному шару под красными знаменами, возбуждая ужас, а не желание. И все же эротика выжила и после 1917 года, более того, она не слишком изменилась, так что, проходя по выставке, ловишь себя на воландовской мысли - что эти люди, в общем, такие же, как были, просто их испортил... ну да, и квартирный вопрос тоже, и весь унизительный советский быт, не исключая белья, от которого советские художники, думаю, плакали не меньше, чем советские женщины. Центральное полотно выставки - обнаженная именно в таком белье: страшные черные сатиновые трусы и лифчик исказят и богиню, тем более, с таким корявым рабоче-крестьянским лицом, как на холсте Малагиса. Но есть и другие Венеры. Говорит ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - XXI веков Алиса Любимова: «В мастерских художников была вот эта линия более чувственного отношения к женщине. В 30-е годы с культом спортивного, развитого, молодого тела появляется эта тема и в официальном искусстве. В 70-80-е годы в этой теме происходят определенные метаморфозы. Появляется больше иронии, гротеска, метафоры». Эта выставка живо заинтересовала петербургского художника Михаила Карасика: «Советская Венера - это была женщина труда все-таки. Тело, формы, естественно, всегда привлекают художника, и пластика. Допустим, живопись Дейнеки. Конечно, это обнаженка. Другое дело, что все это зажато было в какие-то идеологические шоры». Что делает время - сегодня эти шоры приобретают чуть ли не эротический подтекст, выставка построена именно так. И рядом с самохваловской могучей королевой-метростроевкой с отбойным молотком весьма уместны кадры советских фильмов, которые тут крутятся постоянно, и мощные ноги кордебалета победно вздымаются вокруг Любови Орловой в ее незабвенном «Цирке».
В Петербурге в Русском музее открылась выставка живописи, станковой и печатной графики, плаката, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и фотографии «Венера Советская». Выставка охватывает период с 1917 по 1991 год, то есть весь советский период, с которым имя богини любви ассоциируется не в первую очередь. Советские люди вообще как бы не делали это - то, что сквозит почти из каждого полотна, каждой скульптуры, но не из плакатов, конечно. Женщина советского плаката, по-моему, больше похожа на суровую Парку, зажавшую в сухощавом кулаке нить вашей жизни, - особенно если это какая-нибудь ткачиха, поглощенная социалистическим соревнованием. Или на Эриннию - если она летит по земному шару под красными знаменами, возбуждая ужас, а не желание. И все же эротика выжила и после 1917 года, более того, она не слишком изменилась, так что, проходя по выставке, ловишь себя на воландовской мысли - что эти люди, в общем, такие же, как были, просто их испортил... ну да, и квартирный вопрос тоже, и весь унизительный советский быт, не исключая белья, от которого советские художники, думаю, плакали не меньше, чем советские женщины. Центральное полотно выставки - обнаженная именно в таком белье: страшные черные сатиновые трусы и лифчик исказят и богиню, тем более, с таким корявым рабоче-крестьянским лицом, как на холсте Малагиса. Но есть и другие Венеры. Говорит ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - XXI веков Алиса Любимова: «В мастерских художников была вот эта линия более чувственного отношения к женщине. В 30-е годы с культом спортивного, развитого, молодого тела появляется эта тема и в официальном искусстве. В 70-80-е годы в этой теме происходят определенные метаморфозы. Появляется больше иронии, гротеска, метафоры». Эта выставка живо заинтересовала петербургского художника Михаила Карасика: «Советская Венера - это была женщина труда все-таки. Тело, формы, естественно, всегда привлекают художника, и пластика. Допустим, живопись Дейнеки. Конечно, это обнаженка. Другое дело, что все это зажато было в какие-то идеологические шоры». Что делает время - сегодня эти шоры приобретают чуть ли не эротический подтекст, выставка построена именно так. И рядом с самохваловской могучей королевой-метростроевкой с отбойным молотком весьма уместны кадры советских фильмов, которые тут крутятся постоянно, и мощные ноги кордебалета победно вздымаются вокруг Любови Орловой в ее незабвенном «Цирке».