Задуманная как юбилейная выставка опоздала на четыре года -- в 2003 году минуло 250 лет со дня рождения скульптора, эпитафия которому гласит: "Ревнитель Фидию, российский Бонарот". Михаил Иванович Козловский по разнообразию поставленных задач и значению личности для истории отечественного искусства действительно может быть сравним только с мастерами итальянского Возрождения уровня Бонарота, то есть Микеланджело. И все же автору петергофского Самсона и памятника Суворову в год 300-летия Санкт-Петербурга не нашлось места в череде праздничных мероприятий. Тем лучше. Научная мысль продолжала работать, и теперь мы видим плоды многолетнего изучения колоссального творческого наследия.Концепция выставки: Козловский отдал дань идиллии, но избрал гражданскую позицию, это мастер классицизма, но высшие достижения его резца связаны с барокко. Центральное место занимает статуя "Поликрат" (1790), в которой принято видеть отклик на французскую революцию, свидетелем которой был Козловский. Скульптор изваял тирана с острова Самос, от которого отвернулась Фортуна, интересовала его "скованная мощь" -- пластическая идея, отсылающая к Микеланджело.Всем 23 работам мастера, находящимся ныне в собрании ГРМ, не хватило места. Статуи 1790-х годов "Бдение Александра Македонского", "Екатерина II в образе Фемиды", "Амур", "Гименей" остались на парадной лестнице Михайловского дворца. Два зала приняли на два месяца не менее известные работы. Разные по характеру и пластическому решению, они показывают диапазон творческих устремлений Козловского: пафос служения отечеству ("Яков Долгоруков", драматический накал страстей (распятый "Поликрат"), выразительны е идиллические мотивы ("Аполлон", "Психея"). Достойна особого внимания мраморная фигура трагического героя Филоктета. Экспонат был приобретен в 1988 году для музея-усадьбы А.Н. Оленина "Приютино" под названием "Раненый Ахиллес". Ныне он впервые экспонируется с правильным именем и в контексте творчества Козловского. Исключительно ценны терракоты мастера, по праву считающиеся жемчу жинами коллекции. Среди признанных шедевров выполненные в обожженной глине группы на темы Троянской войны "Аякс, защищающий тело Патрокла" и "Смерть Астианакта".Представлены и разные грани графического наследия Козловского, которое, по мнению авторов замечательного каталога, "таит много загадок и нуждается в специальном изучении". Самый значительный лист представляет баню; в нем В.В. Стасов нашел форму a la Micelangelo и "великий энтузиазм нашего художника к римскому великому скульптору". По мнению современных исследователей, еще до поездки в Италию скульптор посещал баню, дававшую превосходный материал для изучения натуры. Обогащенный знаниями в Вечном городе он создал окончательный вариант композиции. Многие листы связаны со скульптурными замыслами Козловского: с барельефами Концертного зала в Царском Селе и Мраморного зала Мраморного дворца, с работой над статуями "Бдение Александра Македонского", "Екатерина II в образе Фемиды", с проектированием памятника Суворову. Среди работ Козловского-рисовальщика композиции на литературные сюжеты "Убальдо и Карло уводят Ринальдо от Армиды" ("Освобожденный Иерусалим" Тассо) и "Гибель Ипполита" ("Федра" Расина). Созданные в начале 1790-х годов, в пору расцвета художника, они не имеют аналогов в русском искусстве XVIII века по технике -- рисунки выполнены тушью и белилами на негрунтованных деревянных досках.
Задуманная как юбилейная выставка опоздала на четыре года -- в 2003 году минуло 250 лет со дня рождения скульптора, эпитафия которому гласит: "Ревнитель Фидию, российский Бонарот". Михаил Иванович Козловский по разнообразию поставленных задач и значению личности для истории отечественного искусства действительно может быть сравним только с мастерами итальянского Возрождения уровня Бонарота, то есть Микеланджело. И все же автору петергофского Самсона и памятника Суворову в год 300-летия Санкт-Петербурга не нашлось места в череде праздничных мероприятий. Тем лучше. Научная мысль продолжала работать, и теперь мы видим плоды многолетнего изучения колоссального творческого наследия.Концепция выставки: Козловский отдал дань идиллии, но избрал гражданскую позицию, это мастер классицизма, но высшие достижения его резца связаны с барокко. Центральное место занимает статуя "Поликрат" (1790), в которой принято видеть отклик на французскую революцию, свидетелем которой был Козловский. Скульптор изваял тирана с острова Самос, от которого отвернулась Фортуна, интересовала его "скованная мощь" -- пластическая идея, отсылающая к Микеланджело.Всем 23 работам мастера, находящимся ныне в собрании ГРМ, не хватило места. Статуи 1790-х годов "Бдение Александра Македонского", "Екатерина II в образе Фемиды", "Амур", "Гименей" остались на парадной лестнице Михайловского дворца. Два зала приняли на два месяца не менее известные работы. Разные по характеру и пластическому решению, они показывают диапазон творческих устремлений Козловского: пафос служения отечеству ("Яков Долгоруков", драматический накал страстей (распятый "Поликрат"), выразительны е идиллические мотивы ("Аполлон", "Психея"). Достойна особого внимания мраморная фигура трагического героя Филоктета. Экспонат был приобретен в 1988 году для музея-усадьбы А.Н. Оленина "Приютино" под названием "Раненый Ахиллес". Ныне он впервые экспонируется с правильным именем и в контексте творчества Козловского. Исключительно ценны терракоты мастера, по праву считающиеся жемчу жинами коллекции. Среди признанных шедевров выполненные в обожженной глине группы на темы Троянской войны "Аякс, защищающий тело Патрокла" и "Смерть Астианакта".Представлены и разные грани графического наследия Козловского, которое, по мнению авторов замечательного каталога, "таит много загадок и нуждается в специальном изучении". Самый значительный лист представляет баню; в нем В.В. Стасов нашел форму a la Micelangelo и "великий энтузиазм нашего художника к римскому великому скульптору". По мнению современных исследователей, еще до поездки в Италию скульптор посещал баню, дававшую превосходный материал для изучения натуры. Обогащенный знаниями в Вечном городе он создал окончательный вариант композиции. Многие листы связаны со скульптурными замыслами Козловского: с барельефами Концертного зала в Царском Селе и Мраморного зала Мраморного дворца, с работой над статуями "Бдение Александра Македонского", "Екатерина II в образе Фемиды", с проектированием памятника Суворову. Среди работ Козловского-рисовальщика композиции на литературные сюжеты "Убальдо и Карло уводят Ринальдо от Армиды" ("Освобожденный Иерусалим" Тассо) и "Гибель Ипполита" ("Федра" Расина). Созданные в начале 1790-х годов, в пору расцвета художника, они не имеют аналогов в русском искусстве XVIII века по технике -- рисунки выполнены тушью и белилами на негрунтованных деревянных досках.