Современное искусство торжественно -- под звуки группы барабанщиц и речи представителей региональной администрации -- шествует по России.Недавно и помыслить было невозможно, что рядом с провинциальным музеем в центре города N. в день независимости страны R. сподобятся устроить фестиваль этого самого современного искусства под эгидой городской элиты (местные университет, газета, управление культуры и т.д.). В Ижевске это случилось. На фонтанной площади поет Кристина Орбакайте, а на улице Наговицына у стен бывшего Арсенала, символа милитаризованного города, родины автомата Калашникова, "актуальные" художники представляют свои творения в рамках артассамблеи.Они (творения) принципиально изготовлены из дерева -- самого мирного и экологически чистого материала, чья актуальность возрастает в значимости напротив старорежимных фабричных корпусов из кирпича, Арсенала и новооткрывшегося Музея Калашникова. Придумать в металлизированном Ижевске фестиваль деревянной скульптуры -- жест не только пацифистский, но и радикальный. Это в Москве дерево наводит на воспоминания о детских площадках, качелях и каруселях. А в Ижевске произведения из бруса и бревна кажутся пределом актуальной мысли. Чье нарочитое добродушие становится прикрытием дерзкого вызова: make wood, not war.Первую в городе артассамблею "Ижевский Арсенал" придумали художники -- москвич Владимир Дубосарский и ижевчанин Энвиль Касимов. Один является одним из самых дорогих и продаваемых российских живописцев, второй -- депутатом, политиком, журналистом. Но как Дубосарский (в тандеме с Александром Виноградовым) профанирует профессиональное мастерство, деконструируя традиционную картину, так и Касимов жанр городского праздника взорвал изнутри, создав фестиваль современной скульптуры в форме детской площадки. И пригласив Дубосарского в соучастники, благодаря чему в Ижевск приехали подлинные звезды российской артсцены.На первый взгляд это в самом деле торжество умельцев обращения с бензопилой (для настоящих профи были даже устроены специальн ые показательные выступления). И совершенно беззубый проект. Так, лесной аттракцион. Деревянный автомобиль (группа "Синие носы"), столб с надписью "Столб" (Дмитрий Александрович Пригов), мобильный телефон на коленях перед зарядным устройством (Марина Белова и Алексей Политов), висящий в воздухе топор (Михаил Рошняк). Все из дерева -- таков был подзаголовок (и условие для участников) ассамблеи.Но именно неуместность традиционной мастеровитости для contemporary art, непривычность архаичной технологии для художников, чьи руки привычны не к топору, а к монитору, наглое вторжение концептуального проекта в городские пространства спокойного и консервативного города -- из этого совмещения несовместимого и рождается оригинальность.Занятно, что "Артассамблея" в Ижевске открылась практически одновременно с Венецианской биеннале. И что на биеннале четыре года назад Россию представляли Дубосарский с Виноградовым, а два года назад -- группа "Синие носы" (перформансом на открытии национального павильона). И вот теперь они в Ижевске, а не в Венеции. Тут заманчивее и более интригующе. Тут дерево как сырой материал дает гораздо больше материала для фантазии, чем кирпичный павильон. И диковатый Ижевск со страшной статистикой количества суицидов на душу населения завлекательнее благополучной Венеции, в которой даже смерть является вычурным перформансом.
Современное искусство торжественно -- под звуки группы барабанщиц и речи представителей региональной администрации -- шествует по России.Недавно и помыслить было невозможно, что рядом с провинциальным музеем в центре города N. в день независимости страны R. сподобятся устроить фестиваль этого самого современного искусства под эгидой городской элиты (местные университет, газета, управление культуры и т.д.). В Ижевске это случилось. На фонтанной площади поет Кристина Орбакайте, а на улице Наговицына у стен бывшего Арсенала, символа милитаризованного города, родины автомата Калашникова, "актуальные" художники представляют свои творения в рамках артассамблеи.Они (творения) принципиально изготовлены из дерева -- самого мирного и экологически чистого материала, чья актуальность возрастает в значимости напротив старорежимных фабричных корпусов из кирпича, Арсенала и новооткрывшегося Музея Калашникова. Придумать в металлизированном Ижевске фестиваль деревянной скульптуры -- жест не только пацифистский, но и радикальный. Это в Москве дерево наводит на воспоминания о детских площадках, качелях и каруселях. А в Ижевске произведения из бруса и бревна кажутся пределом актуальной мысли. Чье нарочитое добродушие становится прикрытием дерзкого вызова: make wood, not war.Первую в городе артассамблею "Ижевский Арсенал" придумали художники -- москвич Владимир Дубосарский и ижевчанин Энвиль Касимов. Один является одним из самых дорогих и продаваемых российских живописцев, второй -- депутатом, политиком, журналистом. Но как Дубосарский (в тандеме с Александром Виноградовым) профанирует профессиональное мастерство, деконструируя традиционную картину, так и Касимов жанр городского праздника взорвал изнутри, создав фестиваль современной скульптуры в форме детской площадки. И пригласив Дубосарского в соучастники, благодаря чему в Ижевск приехали подлинные звезды российской артсцены.На первый взгляд это в самом деле торжество умельцев обращения с бензопилой (для настоящих профи были даже устроены специальн ые показательные выступления). И совершенно беззубый проект. Так, лесной аттракцион. Деревянный автомобиль (группа "Синие носы"), столб с надписью "Столб" (Дмитрий Александрович Пригов), мобильный телефон на коленях перед зарядным устройством (Марина Белова и Алексей Политов), висящий в воздухе топор (Михаил Рошняк). Все из дерева -- таков был подзаголовок (и условие для участников) ассамблеи.Но именно неуместность традиционной мастеровитости для contemporary art, непривычность архаичной технологии для художников, чьи руки привычны не к топору, а к монитору, наглое вторжение концептуального проекта в городские пространства спокойного и консервативного города -- из этого совмещения несовместимого и рождается оригинальность.Занятно, что "Артассамблея" в Ижевске открылась практически одновременно с Венецианской биеннале. И что на биеннале четыре года назад Россию представляли Дубосарский с Виноградовым, а два года назад -- группа "Синие носы" (перформансом на открытии национального павильона). И вот теперь они в Ижевске, а не в Венеции. Тут заманчивее и более интригующе. Тут дерево как сырой материал дает гораздо больше материала для фантазии, чем кирпичный павильон. И диковатый Ижевск со страшной статистикой количества суицидов на душу населения завлекательнее благополучной Венеции, в которой даже смерть является вычурным перформансом.