В рамках 2 Московской биеннале в Третьяковской галерее на Крымском Валу представлено две выставки "Соц-арт. Политическое искусство в России" и "Соц-арт. Политическое искусство в Китае". Биеннале современного искусства подразумевает выставку новых произведений. Порой создаются некие особые работы, которые даже на традиционной выставке не представишь, а только на биеннале. У Третьяковской галереи свой подход. Выбрав тему "Соц-арт", который появился в 1972 году благодаря В. Комару и А.Меламиду, музей показал произведения начиная с 1970-х гг. То есть выставка охватывает 30 летний период. Многие из представленных работ уже выставлялись, как в Третьяковской галерее на выставках с другими названиями, так и в других галереях. В день открытия еще не все этикетки были наклеены, но завсегдатаи художественных мероприятий легко узнавали авторов. Некоторые работы были представлены и на прошлой Биеннале. Выставка соц-арта довольно сложна для осмотра. Куратор российской выставки А.Ерофеев отметил, что в этом стиле нет лирики или романтики. Соц-арт - это иронический диалог с политическим стилем, что для аполитичного зрителя составит определенные проблемы. Виталий Комар, один из создателей соц-арта сказал: "Когда зарождался соц-арт - этого здания еще не было. Диктатура всегда может вернуться, это возможно". Ирония, которую авторы используют в своих произведениях, это не насмешка над кем-то, это ирония над собой. Искусство соц-арта ведет борьбу с идолами, в первую очередь внутри себя. На выставке представлено широкое разнообразие художественных техник. Это и традиционная живопись на холсте, графика, деревянная скульптура, бронза, объекты из других металлов. Художник Леонид Соков продемонстрировал, что "Серп и молот" открывается с помощью ключа-доллара. Это динамический объект, говоря современным языком - интерактивный. А такие экспонаты очень нравятся детям не зависимо от политической конъюнктуры. Черно-белая фотография не представляет современную стилизацию под прошлое, а на самом деле является фотографией 1970-х годов, основной разновидностью фотографий в советское время были черно-белые экземпляры. Не миновал соц-арт и декоративное искусство, так на выставке можно увидеть панно из фаянсовых тарелочек Гриши Брускина "Азбучные истины" (1998), где представлены все буквы алфавита. Есть на выставке импровизированный выход в открытый космос. Выход в космос с одной стороны является значительным прорывом развития всего человечества. Но с другой стороны, это яркая политическая акция, не зря скафандры героев украшают гордые буквы "СССР". В руках художника любые предметы переплавляются в искусство: газеты, скамейка, матрац с якорем и подушкой. Выставка "Соц-арт. Политическое искусство в Китае", будет открыта для посетителей со вторника, 6 марта, из-за сложностей с таможней. Обширную китайскую делегацию этот факт очень расстроил, так как это первая такая большая масштабная выставка показа соц-арта, такой выставки художники еще не проводили в Китае из-за того, что соц-арт не является официальным стилем социалистической республики. Но художники наедятся, что после выставки в России отношение власти к этому направлению в искусстве изменится. Китайские произведения будут выставлены в залах с малиновыми стенами. На пресс-конференции куратор китайской выставки Ксин-Дон Ченг отметил, что Китай имеет ряд проблем с современным искусством, что политическая власть тормозит развитие культуры. На что российские представители единодушно вздохнули - "у нас тоже". Ксин-Дон Ченг рассказал, что он защищает интересы современного искусства. Искусствовед и куратор, он не только организовывает китайские выставки за рубежом, но и привозит искусство других стран в Китай. Ксин-Дон Ченг хотел бы создать частный музей современного искусства в Китае, но в данный момент это запрещено. Так же китайские коллеги отметили, что с большим интересом ознакомились с произведениями Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, с теми картинами, которые они знали прежде только по репродукциям. В прошлом году Третьяковская галерея представляла большую выставку русского искусства "Золотая карта" в Пекине, к выставке был подготовлен каталог на китайском языке, который был перенесен в дар китайским музеям и библиотекам (Н.Трегуб) Дополнительно о биеннале см. http://www.museum.ru/N30242
В рамках 2 Московской биеннале в Третьяковской галерее на Крымском Валу представлено две выставки "Соц-арт. Политическое искусство в России" и "Соц-арт. Политическое искусство в Китае". Биеннале современного искусства подразумевает выставку новых произведений. Порой создаются некие особые работы, которые даже на традиционной выставке не представишь, а только на биеннале. У Третьяковской галереи свой подход. Выбрав тему "Соц-арт", который появился в 1972 году благодаря В. Комару и А.Меламиду, музей показал произведения начиная с 1970-х гг. То есть выставка охватывает 30 летний период. Многие из представленных работ уже выставлялись, как в Третьяковской галерее на выставках с другими названиями, так и в других галереях. В день открытия еще не все этикетки были наклеены, но завсегдатаи художественных мероприятий легко узнавали авторов. Некоторые работы были представлены и на прошлой Биеннале. Выставка соц-арта довольно сложна для осмотра. Куратор российской выставки А.Ерофеев отметил, что в этом стиле нет лирики или романтики. Соц-арт - это иронический диалог с политическим стилем, что для аполитичного зрителя составит определенные проблемы. Виталий Комар, один из создателей соц-арта сказал: "Когда зарождался соц-арт - этого здания еще не было. Диктатура всегда может вернуться, это возможно". Ирония, которую авторы используют в своих произведениях, это не насмешка над кем-то, это ирония над собой. Искусство соц-арта ведет борьбу с идолами, в первую очередь внутри себя. На выставке представлено широкое разнообразие художественных техник. Это и традиционная живопись на холсте, графика, деревянная скульптура, бронза, объекты из других металлов. Художник Леонид Соков продемонстрировал, что "Серп и молот" открывается с помощью ключа-доллара. Это динамический объект, говоря современным языком - интерактивный. А такие экспонаты очень нравятся детям не зависимо от политической конъюнктуры. Черно-белая фотография не представляет современную стилизацию под прошлое, а на самом деле является фотографией 1970-х годов, основной разновидностью фотографий в советское время были черно-белые экземпляры. Не миновал соц-арт и декоративное искусство, так на выставке можно увидеть панно из фаянсовых тарелочек Гриши Брускина "Азбучные истины" (1998), где представлены все буквы алфавита. Есть на выставке импровизированный выход в открытый космос. Выход в космос с одной стороны является значительным прорывом развития всего человечества. Но с другой стороны, это яркая политическая акция, не зря скафандры героев украшают гордые буквы "СССР". В руках художника любые предметы переплавляются в искусство: газеты, скамейка, матрац с якорем и подушкой. Выставка "Соц-арт. Политическое искусство в Китае", будет открыта для посетителей со вторника, 6 марта, из-за сложностей с таможней. Обширную китайскую делегацию этот факт очень расстроил, так как это первая такая большая масштабная выставка показа соц-арта, такой выставки художники еще не проводили в Китае из-за того, что соц-арт не является официальным стилем социалистической республики. Но художники наедятся, что после выставки в России отношение власти к этому направлению в искусстве изменится. Китайские произведения будут выставлены в залах с малиновыми стенами. На пресс-конференции куратор китайской выставки Ксин-Дон Ченг отметил, что Китай имеет ряд проблем с современным искусством, что политическая власть тормозит развитие культуры. На что российские представители единодушно вздохнули - "у нас тоже". Ксин-Дон Ченг рассказал, что он защищает интересы современного искусства. Искусствовед и куратор, он не только организовывает китайские выставки за рубежом, но и привозит искусство других стран в Китай. Ксин-Дон Ченг хотел бы создать частный музей современного искусства в Китае, но в данный момент это запрещено. Так же китайские коллеги отметили, что с большим интересом ознакомились с произведениями Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, с теми картинами, которые они знали прежде только по репродукциям. В прошлом году Третьяковская галерея представляла большую выставку русского искусства "Золотая карта" в Пекине, к выставке был подготовлен каталог на китайском языке, который был перенесен в дар китайским музеям и библиотекам (Н.Трегуб) Дополнительно о биеннале см. http://www.museum.ru/N30242