Собачье сердце

26.06.2007

Кулик - художник с размахом и привык все делать на широкую ногу. Поэтому у выставки есть не только куратор - Елена Селина, но и архитектор - Борис Бернаскони. По его проекту все огромное ЦДХ было "зашито" в черный полиэтилен. Выглядит красиво, но не покидает ощущение, что ты находишься либо внутри гигантского мусорного мешка, либо в доме, где делают ремонт. "Мы хотели вернуть дому художника его первоначальное значение", - хихикая, заявил Кулик на пресс-конференции, состоявшейся по случаю открытия выставки. Пресс-конференция проходила в темном зале. Единственным источником света была широкоформатная, на всю стену, видеопроекция. Но журналисты были повернуты к ней спиной, чтобы смотреть на Кулика (хотя все равно ничего не было видно), а потому они не могли наслаждаться картиной разделывания овечьей туши на видео, которая сменялась видом целого стада козлов. На все это, включая ряды журналистов, очевидно, смотрел Кулик, так как он беспрерывно хихикал. Глядя на экран, Кулик говорил о том, что пространство в черном полиэтилене напоминает утробу, что все здесь преисполнено любовью, в которой, однако, превалирует мужское начало. Кулик и Селина, сидя между двумя Василиями - Бычковым, директором ЦДХ и Церетели, исполнительным директором Музея современного искусства - могли бы загадать желание. Хотя непонятно, чего в такой ситуации уже можно желать. Селина стала куратором персональной выставки художника N 1 России, а Кулик стал этим художником. Во всяком случае, он именно так сейчас позиционируется. На то есть свои основания - Кулик известен на Западе больше, чем кто-либо другой из современных российских художников, он входит в списки самых известных художников мира (не в первую десятку, но хотя бы в первые несколько сотен), он участвовал в крупнейших международных арт-мероприятиях, выставлялся в крупнейших галереях мира - одна только Tate gallery чего стоит. Такой карьерный взлет за 20 лет достоин всяческого уважения, но вызывает и немалое удивление. Кулик, мягко говоря, не гениальный художник. Все, что он когда-либо делал, может быть, интересно, но в общем довольно вторично и уж точно не является каким-то откровением. Кулик не основал нового направления, не создал оригинальную философию, не сформировал уникальную эстетику. Да он и не собирался ничего такого делать. Самый главный талант художника Кулика - поистине звериное чутье на конъюнктуру. Вот уж точно он дух времени "сердцем чует". Кулик - настоящий глобалистический художник. Глобализм - культура тотального усреднения, введения общих стандартов. Это не означает плохо или хорошо, Это даже не означает одинаково. Это означает, что каждый должен иметь свой собственный, но стандартный, то есть соответствующий определенным стереотипам вид. И Кулик стал штамповать для Запада стереотипы России, которые, конечно же, менялись со временем. Концептуалистскому интеллигенстскому "Я" и "Ты" Кулик противопоставил народное "Мы" и "Они" и это "Мы" очень хорошо продается у "Них". Он даже внешний вид менял в соответствии с этим - провинциальный учитель с бородкой, в очках в начале 90-х преображается к концу 90-х в дикого зверя с голым черепом и трехдневной щетиной. Сегодня Кулик опять встал на задние ноги (несмотря на преимущества хождения на четырех, о которых он долго рассказывал журналистам) и отрастил бороду. Когда он во время экскурсии по собственной выставке зашел в клетку с голубями, он вдруг стал похож на Льва Толстого из другой своей интсалляции. И это очень символично. Кулик, как огромный Левиафан, или, точнее, матрешка как бы проглатывает различные клише русской культуры, мимикрируя и фактически становясь ими. Недаром выставка называется OLEGKULIK - одним словом. Кулик - художник не текста, но контекста. Это он усвоил еще во времена своей кураторской деятельности. Важен не товар, а упаковка. Отсюда, очевидно, и полиэтилен. А продукт может быть и "второй свежести". Поэтому на выставке можно увидеть всем давно известные, многократно виденные-перевиденные проекты. Здесь и "Семья будущего", в котором Кулик предстает одновременно Шариком, Шариковым и профессором Преображенским, и "В глубь России", который предлагает посмотреть видео в глубине коровьего чрева, и серия гипернатуралистических скульптур с таксодермическими швами, и "Оранжерейная пара" - огромные стеклянные совокупляющиеся бык и корова - оранжерея. И еще несколько. Не больно-то густо за 20 лет. Несмотря на дизайнерский трюк с мешками и умные экспликации-цитаты, остается впечатление незаполненности пространства. И это тоже очень символично для современной России - ничего нового, только все слегка подзабытое старое под новым соусом. К тому же народ не будет так бояться. А сегодня главное - понравиться народу.

20:51 16.07.2008 | Просмотры: 279