Каждый новый Пушкинский праздник поэзии встречают вопросом: "Что нового он принесет с собой его участникам?". Отличительными чертами 41 Всероссийского Пушкинского праздника поэзии могут быть названы общественный и научный Форум "Русский язык в его развитии...", выставка-дарение Пушкинскому Заповеднику картин академиком живописи Петром Павловичем Оссовским и "Пушкинский театр молодого человека" на поэтической поляне в Михайловском. Год русского языка позволяет нам вновь обратить внимание на явление, которое, в своей привычной для нас обыденности, мы склонны не замечать. Русский язык - явление живое, изменчивое, историческое, подлежащее исследованию и управлению. Часто об истоках русского литературного языка говорят применительно к пушкинскому наследию. Действительно, поэту принадлежат основополагающие вопросы, ответом на которые стали практика языка и литературы, развитие и совершенствование родной речи. Вот эти вопросы: "Как писать по-русски в стихах и прозе? Как сделать язык русского народа органом мировой культуры?" Язык великой русской классической литературы в XX веке стал языком новых революционных политических, экономических, культурных теорий, языком социальных преобразований, космических достижений, что привлекло к нему внимание значительной части человечества. Входя в шестерку наиболее значимых в мире языков, русский, тем не менее, в последние десятилетия, если следовать выводам статистики, теряет свою популярность в мире. Все чаще отмечают влияние на развитие языка иностранных заимствований. Доминирование культуры больших городов, смена идеологий и внешних влияний, резкое сокращение сельского населения с его говорами, диалектами, традициями хранения и передачи языкового наследия, быстрое развитие информационных технологий, рост интенсивности общения между народами, многие другие стороны современной жизни вторгаются в "естественную" жизнь русского языка, ускоряя его эволюцию. Что происходит с русским языком? Как и почему он изменяется? Каковы оценки происходящих перемен? Возможно ли, а если да, то каким образом можно влиять на перемены? Каковы взаимоотношения классического и современного литературного творчества, их воздействие на изменения, происходящие в языке? Русский язык в условиях двуязычия его носителей и многоязычия городской культуры мегаполисов? Средства массовой информации и процессы формирования "нового" ("современного") русского языка? Вот вопросы, которые предстоит обсудить на Форуме. Особым явлением русской культуры стали литературные музеи, музеи-усадьбы и музеи-заповедники писателей. Родовые гнезда великой русской литературы до сих пор оказывают непосредственное влияние на происходящее в языке и литературе. Сочетание современности и историчности - отличительные стороны деятельности музеев. Передача национального наследия, в том числе и языкового, - одна из важнейших музейных задач.Известно, что родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, место ссылки Александра Сергеевича Пушкина в 1824-1826 годах, - "родина" пушкинского русского языка. Многолетняя практика научных исследований в области культуры, филологии, истории, конференции и круглые столы, ежегодно собираемые в Пушкинском Заповеднике, позволяют определить Пушкиногорье в качестве места проведения ежегодного "форума русского языка". Это позволит продолжить систематическую работу по исследованию современного состояния языка и литературы за пределами больших городов, в особой творческой, исторической, языковой атмосфере знаменитого места русской "глубинки". Одним из возможных решений форума, могло бы стать ходатайство перед Президентом и Правительством Российской Федерации об учреждении в пушкинском сельце "Михайловском", толстовской "Ясной Поляне", тургеневском "Спасском-Лутовиново", лермонтовских "Тарханах", шолоховской станице "Вёшенской" сети школьных и студенческих учебных деревень (городков) для изучения "на месте", литературного, культурного, исторического наследия великих русских писателей и русского языка, а также, для развития международных языковых школ. Этот проект мог бы стать одной из национальных программ, способных повлиять на процесс обучения русскому языку молодых россиян, на приобщение их к национальному культурному наследию. Осуществление проекта позволило бы оказать действенную помощь в сохранении уникальных литературных ландшафтов России. На протяжении последних пятидесяти лет в Пушкинском Заповеднике проходит художественная студенческая практика. Рукотворная красота старинных усадеб, особое очарование природы пушкинских мест привлекали и привлекают художников из разных стран. Среди них есть прославленные мастера кисти. Академик живописи Петр Павлович Оссовский - один из самых известных русских советских художников. Он много лет работал на Псковщине: остров Залита с его рыбачьей жизнью, древний Псков, печорская земля, Пушкиногорье - вот постоянные темы его картин. По просьбе Семена Степановича Гейченко Оссовский создал картину "Пушкин в Михайловском", поэтические пейзажи окрестностей сельца Михайловского. В дни праздника Художник откроет "капеллу" - зал в научно-культурном центре музея, которому дарит три десятка работ, написанных в 50-е - 80-е годы ХХ столетия. Молодой талантливый мастер театральной декорации, известный и любимый многими на псковской земле художник Игорь Шаймарданов вместе с актерами "Театра молодого человека" г. Ижевска дарят празднику уникальное событие - пушкинский театр на поэтической поляне сельца Михайловского. Его "стены" написаны Игорем Шаймардановым, а представление среди пушкинских картин осуществят талантливые актеры, влюбленные в пушкинскую поэзию. Гостям Праздника поэзии предстоит увидеть и стать участниками единого спектакля, состоящего из двух театральных дней, которые артисты намерены прожить на Поляне в Пушкинском Доме. А им и является усадьба Александра Сергеевича Пушкина "Михайловское". В работе, мы на это очень надеемся, артистам и художнику помогут зрители, птицы, травы, солнце и небо пушкинского поэтического уголка. С праздником, дорогие ценители творчества Пушкина! До встречи на 41 Всероссийском Пушкинском празднике поэзии. Г.Н. Василевич, директор Пушкинского Заповедника
Каждый новый Пушкинский праздник поэзии встречают вопросом: "Что нового он принесет с собой его участникам?". Отличительными чертами 41 Всероссийского Пушкинского праздника поэзии могут быть названы общественный и научный Форум "Русский язык в его развитии...", выставка-дарение Пушкинскому Заповеднику картин академиком живописи Петром Павловичем Оссовским и "Пушкинский театр молодого человека" на поэтической поляне в Михайловском. Год русского языка позволяет нам вновь обратить внимание на явление, которое, в своей привычной для нас обыденности, мы склонны не замечать. Русский язык - явление живое, изменчивое, историческое, подлежащее исследованию и управлению. Часто об истоках русского литературного языка говорят применительно к пушкинскому наследию. Действительно, поэту принадлежат основополагающие вопросы, ответом на которые стали практика языка и литературы, развитие и совершенствование родной речи. Вот эти вопросы: "Как писать по-русски в стихах и прозе? Как сделать язык русского народа органом мировой культуры?" Язык великой русской классической литературы в XX веке стал языком новых революционных политических, экономических, культурных теорий, языком социальных преобразований, космических достижений, что привлекло к нему внимание значительной части человечества. Входя в шестерку наиболее значимых в мире языков, русский, тем не менее, в последние десятилетия, если следовать выводам статистики, теряет свою популярность в мире. Все чаще отмечают влияние на развитие языка иностранных заимствований. Доминирование культуры больших городов, смена идеологий и внешних влияний, резкое сокращение сельского населения с его говорами, диалектами, традициями хранения и передачи языкового наследия, быстрое развитие информационных технологий, рост интенсивности общения между народами, многие другие стороны современной жизни вторгаются в "естественную" жизнь русского языка, ускоряя его эволюцию. Что происходит с русским языком? Как и почему он изменяется? Каковы оценки происходящих перемен? Возможно ли, а если да, то каким образом можно влиять на перемены? Каковы взаимоотношения классического и современного литературного творчества, их воздействие на изменения, происходящие в языке? Русский язык в условиях двуязычия его носителей и многоязычия городской культуры мегаполисов? Средства массовой информации и процессы формирования "нового" ("современного") русского языка? Вот вопросы, которые предстоит обсудить на Форуме. Особым явлением русской культуры стали литературные музеи, музеи-усадьбы и музеи-заповедники писателей. Родовые гнезда великой русской литературы до сих пор оказывают непосредственное влияние на происходящее в языке и литературе. Сочетание современности и историчности - отличительные стороны деятельности музеев. Передача национального наследия, в том числе и языкового, - одна из важнейших музейных задач.Известно, что родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, место ссылки Александра Сергеевича Пушкина в 1824-1826 годах, - "родина" пушкинского русского языка. Многолетняя практика научных исследований в области культуры, филологии, истории, конференции и круглые столы, ежегодно собираемые в Пушкинском Заповеднике, позволяют определить Пушкиногорье в качестве места проведения ежегодного "форума русского языка". Это позволит продолжить систематическую работу по исследованию современного состояния языка и литературы за пределами больших городов, в особой творческой, исторической, языковой атмосфере знаменитого места русской "глубинки". Одним из возможных решений форума, могло бы стать ходатайство перед Президентом и Правительством Российской Федерации об учреждении в пушкинском сельце "Михайловском", толстовской "Ясной Поляне", тургеневском "Спасском-Лутовиново", лермонтовских "Тарханах", шолоховской станице "Вёшенской" сети школьных и студенческих учебных деревень (городков) для изучения "на месте", литературного, культурного, исторического наследия великих русских писателей и русского языка, а также, для развития международных языковых школ. Этот проект мог бы стать одной из национальных программ, способных повлиять на процесс обучения русскому языку молодых россиян, на приобщение их к национальному культурному наследию. Осуществление проекта позволило бы оказать действенную помощь в сохранении уникальных литературных ландшафтов России. На протяжении последних пятидесяти лет в Пушкинском Заповеднике проходит художественная студенческая практика. Рукотворная красота старинных усадеб, особое очарование природы пушкинских мест привлекали и привлекают художников из разных стран. Среди них есть прославленные мастера кисти. Академик живописи Петр Павлович Оссовский - один из самых известных русских советских художников. Он много лет работал на Псковщине: остров Залита с его рыбачьей жизнью, древний Псков, печорская земля, Пушкиногорье - вот постоянные темы его картин. По просьбе Семена Степановича Гейченко Оссовский создал картину "Пушкин в Михайловском", поэтические пейзажи окрестностей сельца Михайловского. В дни праздника Художник откроет "капеллу" - зал в научно-культурном центре музея, которому дарит три десятка работ, написанных в 50-е - 80-е годы ХХ столетия. Молодой талантливый мастер театральной декорации, известный и любимый многими на псковской земле художник Игорь Шаймарданов вместе с актерами "Театра молодого человека" г. Ижевска дарят празднику уникальное событие - пушкинский театр на поэтической поляне сельца Михайловского. Его "стены" написаны Игорем Шаймардановым, а представление среди пушкинских картин осуществят талантливые актеры, влюбленные в пушкинскую поэзию. Гостям Праздника поэзии предстоит увидеть и стать участниками единого спектакля, состоящего из двух театральных дней, которые артисты намерены прожить на Поляне в Пушкинском Доме. А им и является усадьба Александра Сергеевича Пушкина "Михайловское". В работе, мы на это очень надеемся, артистам и художнику помогут зрители, птицы, травы, солнце и небо пушкинского поэтического уголка. С праздником, дорогие ценители творчества Пушкина! До встречи на 41 Всероссийском Пушкинском празднике поэзии. Г.Н. Василевич, директор Пушкинского Заповедника