В столице опять показывают мусор как арт-объект В этом году Москве везет на "выставки мусора". Весной привозили коллекцию бытовых отходов западных звезд эстрады и кино, собранную фотографами Паскалем Ростэном и Бруно Муроном. А сейчас демонстрируют работы финской художницы Терхи Хейно, которая творит с помощью таких вещей, которые обычные люди, не задумываясь, выбрасывают в помойку - например, создает инсталляции из использованных чайных пакетиков. Давно не секрет, что высокое искусство может создаваться из всего, что попадет под руку. Недаром писсуар Марселя Дюшана признали произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века. А, казалось бы, что сделал Дюшан? Да ничего, просто вынес обычный унитаз из мужского туалета на выставочную площадку В 2004 году 64 процента из 500 опрошенных влиятельных фигур британского искусства именно этот писсуар из белого фарфора под кодовым названием "Фонтан" поставили в рейтинге даже выше картин Пикассо и Матисса. Идея делать гениальное из простого приглянулась многим художникам. К примеру, Даниель Споерри поразил инсталляциями из грязных тарелок, остающихся после застолий. А скульптор Арман прославился благодаря своей "Долгосрочной парковке". Кстати, эта башня из 60 автомобилей "Рено" даже удостоилось нескольких строчек в Книге рекордов Гиннесса как скульптура, в которой использовано наибольшее количество добротных, а не сломанных автомобилей. Фотографы Паскаль Ростэн и Бруно Мурон тоже попытались засветиться в скандальной истории искусства. Они целых пятнадцать лет посвятили тому, что рылись в помойках звезд первого эшелона и трепетно собирали самые ценные экспонаты. В результате папарацци все же добились того шокирующего эффекта, на который и рассчитывали. Их выставка стала настоящим откровением. Содержимое мусорных ведер Джона Траволты, Джека Николсона, Элизабет Тейлор, Клинта Иствуда, Арнольда Шварценеггера, Николаса Кейджа, Тома Хэнкса, Марлона Брандо, Мадонны, Майкла Джексона, Рональда Рейгана поражает больше, чем самые интимные фотографии. Бутылки, тюбики из-под крема, пивные банки, пакеты для попкорна, старые трусы, зубные щетки, носки - все это слишком лично, чтобы показывать миллионам зевак. Но Ростэн и Мурон, как и Дюшан, слишком дерзкие, чтобы краснеть от своих идей. Но не у всех художников получается сделать из трэша нечто впечатляющее. Финская художница Терхи Хейно привезла в Москву чайные пакетики. Их так много, что хочется взять веник и как можно быстрее навести порядок. Выставка с приятным названием "Время чая" на самом деле не зазывает на чайную церемонию. Там показывают, что после нее остается и как можно себя развлечь, когда все гости ушли. Хейно может делать из чайных пакетиков практически все: от башмаков до чемоданов. Причем художница работает только с пустыми и высушенными пакетиками, потому что ее не интересует их содержимое, ее захватывает цвет. Так, все многообразие оттенков можно разглядеть на панно "790 часов" - именно столько ушло времени, чтобы заварить более восьми тысяч одноразовых пакетиков. Уловить смысл работ не помогают даже пояснительные записки к картинам, в которых автор говорит о том, что все эти материалы близки ей по духу и что она не представляет, как работать с "новыми" предметами. Она уверена, что мир вторсырья так обширен, что дает безграничный простор для фантазии. Иногда, чтобы работы были еще загадочнее, Терхи разбавляет их рыбьими плавниками, листьями капусты, проволокой, бумагой, кожурой бананов и фантиками от конфет. Впрочем, некоторые объемные предметы все же радуют, и, глядя на них, возникает вопрос: "А как это сделано?" Например, забавно выглядят две "дорожные сумки". Издалека они один в один похожи на дорогие кожаные, хотя на самом деле это все те же пакетики, приклеенные на проволочный каркас. Хочется померить и сандалии из капустных листьев. Правда, прогуляться в них не получится, потому что они развалятся. На бал-маскарад можно прихватить маску, сделанную исключительно из рыбьих плавников. Но большинство из тридцати представленных работ все же ставят в ступор: кожура бананов, высушенная веером, композиция "Прут или конфеты" (напоминает поделку детей из детского сада, когда на палочку привязывают фантики), кисточки с рыбьим "ворсом". Чтобы окончательно погрузить зрителя в мир мусора, на выставке крутят ролик "Яичная война" с истерично хохочущими девушками в коктейльных платьях, которые в царстве отходов - помойке - кидают друг в друга сырые яйца. ВЕРА ЩИРОВА
В столице опять показывают мусор как арт-объект В этом году Москве везет на "выставки мусора". Весной привозили коллекцию бытовых отходов западных звезд эстрады и кино, собранную фотографами Паскалем Ростэном и Бруно Муроном. А сейчас демонстрируют работы финской художницы Терхи Хейно, которая творит с помощью таких вещей, которые обычные люди, не задумываясь, выбрасывают в помойку - например, создает инсталляции из использованных чайных пакетиков. Давно не секрет, что высокое искусство может создаваться из всего, что попадет под руку. Недаром писсуар Марселя Дюшана признали произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века. А, казалось бы, что сделал Дюшан? Да ничего, просто вынес обычный унитаз из мужского туалета на выставочную площадку В 2004 году 64 процента из 500 опрошенных влиятельных фигур британского искусства именно этот писсуар из белого фарфора под кодовым названием "Фонтан" поставили в рейтинге даже выше картин Пикассо и Матисса. Идея делать гениальное из простого приглянулась многим художникам. К примеру, Даниель Споерри поразил инсталляциями из грязных тарелок, остающихся после застолий. А скульптор Арман прославился благодаря своей "Долгосрочной парковке". Кстати, эта башня из 60 автомобилей "Рено" даже удостоилось нескольких строчек в Книге рекордов Гиннесса как скульптура, в которой использовано наибольшее количество добротных, а не сломанных автомобилей. Фотографы Паскаль Ростэн и Бруно Мурон тоже попытались засветиться в скандальной истории искусства. Они целых пятнадцать лет посвятили тому, что рылись в помойках звезд первого эшелона и трепетно собирали самые ценные экспонаты. В результате папарацци все же добились того шокирующего эффекта, на который и рассчитывали. Их выставка стала настоящим откровением. Содержимое мусорных ведер Джона Траволты, Джека Николсона, Элизабет Тейлор, Клинта Иствуда, Арнольда Шварценеггера, Николаса Кейджа, Тома Хэнкса, Марлона Брандо, Мадонны, Майкла Джексона, Рональда Рейгана поражает больше, чем самые интимные фотографии. Бутылки, тюбики из-под крема, пивные банки, пакеты для попкорна, старые трусы, зубные щетки, носки - все это слишком лично, чтобы показывать миллионам зевак. Но Ростэн и Мурон, как и Дюшан, слишком дерзкие, чтобы краснеть от своих идей. Но не у всех художников получается сделать из трэша нечто впечатляющее. Финская художница Терхи Хейно привезла в Москву чайные пакетики. Их так много, что хочется взять веник и как можно быстрее навести порядок. Выставка с приятным названием "Время чая" на самом деле не зазывает на чайную церемонию. Там показывают, что после нее остается и как можно себя развлечь, когда все гости ушли. Хейно может делать из чайных пакетиков практически все: от башмаков до чемоданов. Причем художница работает только с пустыми и высушенными пакетиками, потому что ее не интересует их содержимое, ее захватывает цвет. Так, все многообразие оттенков можно разглядеть на панно "790 часов" - именно столько ушло времени, чтобы заварить более восьми тысяч одноразовых пакетиков. Уловить смысл работ не помогают даже пояснительные записки к картинам, в которых автор говорит о том, что все эти материалы близки ей по духу и что она не представляет, как работать с "новыми" предметами. Она уверена, что мир вторсырья так обширен, что дает безграничный простор для фантазии. Иногда, чтобы работы были еще загадочнее, Терхи разбавляет их рыбьими плавниками, листьями капусты, проволокой, бумагой, кожурой бананов и фантиками от конфет. Впрочем, некоторые объемные предметы все же радуют, и, глядя на них, возникает вопрос: "А как это сделано?" Например, забавно выглядят две "дорожные сумки". Издалека они один в один похожи на дорогие кожаные, хотя на самом деле это все те же пакетики, приклеенные на проволочный каркас. Хочется померить и сандалии из капустных листьев. Правда, прогуляться в них не получится, потому что они развалятся. На бал-маскарад можно прихватить маску, сделанную исключительно из рыбьих плавников. Но большинство из тридцати представленных работ все же ставят в ступор: кожура бананов, высушенная веером, композиция "Прут или конфеты" (напоминает поделку детей из детского сада, когда на палочку привязывают фантики), кисточки с рыбьим "ворсом". Чтобы окончательно погрузить зрителя в мир мусора, на выставке крутят ролик "Яичная война" с истерично хохочущими девушками в коктейльных платьях, которые в царстве отходов - помойке - кидают друг в друга сырые яйца. ВЕРА ЩИРОВА