Об этой выставке говорили давно, но все больше поминали связанные с ней сложности. Поэтому было опасение, что если она и состоится, то может оказаться то ли очень маленькой, то ли не слишком представительной. Но "Встреча с Модильяни" в Пушкинском состоялась и оказалась абсолютно счастливой встречей с чудесным и чувственным искусством. Обычный для вернисажной пресс-конференции в Пушкинском долгий доклад о творчестве представляемого художника директор музея Ирина Александровна Антонова провела с восторженной дрожью в голосе. Выставку она готовила к своему 85-летию и, очевидно, делала на нее большую ставку. Музей уже давно не делал громких выставок, которые, как когда-то, заставляли бы зрителей выстаивать многочасовые очереди. Имя Амедео Модильяни, самого пленительного и нежного художника ХХ в., конечно, очень привлекательно для публики, которую завораживают не только его картины, но и популярная благодаря книгам и кинофильмам легенда о непризнанном гении с Монмартра, буйном нравом алкоголике и наркомане, сгоревшем от туберкулеза накануне всемирной славы, и о его несчастной подруге Жанне Эбютерн, выбросившейся из окна на следующий день после смерти любимого. Но собрать выставку Модильяни сложно. Ни в одном собрании нет большого количества его работ, страхование их очень дорого, требования к транспортировке высоки, их хотят видеть у себя многие музеи мира. "Встреча с Модильяни" - это всего 25 картин и чуть больше рисунков, но предоставили их в московскую экспозицию два десятка европейских и американских музеев и частных коллекционеров. Выставка же получилась чудесная, обреченная на заслуженный успех. В ней нет ни одной работы, которая могла бы вызвать хоть какое-то сомнение в гениальности Модильяни. И теперь только странно, что гений этот не был оценен современниками, что рисунки, которыми он расплачивался за еду с владелицей дешевого монпарнасского ресторанчика Розали, съели в кладовке крысы. Что даже монмартровские художники уверяли, будто Модильяни стал писать своих длиннолицых и длинношеих девушек, увидев их сквозь бутылку. Что английские зрители в 1919 г. были возмущены благосклонными отзывами критиков на лондонскую выставку современного французского искусства и писали в газеты гневные письма, обвиняя Модильяни в пропаганде проституции. Похожие обвинения заставили полицию закрыть единственную прижизненную выставку художника в Париже. Теперь три почти одинаковых обнаженных Модильяни (две нью-йоркских и одна из Штутгарта) висят рядом в Пушкинском музее и вызывают только восхищение своей чувственной и живописной красотой. Рядом с ними висит прекрасный, нежнейший "Портрет девушки" из американского частного собрания. Этот безусловный шедевр мало известен, широко не репродуцировался. А вот без нежно-голубого "Маленького крестьянина" из лондонской Тейт-галереи не обходится ни одна книга о художнике. Как и без портретов Жанны Эбютерн. На выставке их три - не самых знаменитых и написанных, кажется, скорее с раздражением, чем с любовью к модели, с которой у влюбчивого и вызывавшего женскую любовь красавца Модильяни были обычные для него мучительно-страстные отношения. Как он относился к своей другой возлюбленной, англичанке Беатрис Хастингс, видно по портрету "Мадам Помпадур", написанному со злой иронией. Непростые отношения были у Модильяни и с Леопольдом Зборовским, который был его меценатом и нянькой несколько лет. Но оба портрета Зборовского представляют человека поэтического, одухотворенного, с внутренней загадкой. Особая тема московской выставки - романтическая встреча Модильяни с Анной Ахматовой. От нее остались одни из самых нежных воспоминаний в русской литературе и немного сохранившихся до наших дней рисунков. Один есть на выставке. Четыре картины относятся к раннему Модильяни, когда он еще не обрел свой узнаваемый стиль. Модильяни приехал в Париж 22-летним полным амбиций юношей, он вырос баловнем в буржуазном еврейском семействе из Ливорно, был воспитан на классическом итальянском искусстве. Новая парижская живопись ошеломила его, он был подавлен дерзостью художников с Монмартра, гением Гогена и Сезанна. Пробовал писать в стиле модных и уже признанных к тому времени кубистов. И потратил на это несколько мучительных лет, забываясь в попойках и гашише. Ранних работ Модильяни сохранилось мало, он сам многие из них уничтожал, но на четырех портретах, показанных на выставке, видно не только влияние кубистов и Сезанна, но и то, как велико было природное дарование Модильяни. Работ Амедео Модильяни нет в российских музеях, только один его рисунок хранится в Пушкинском, один превосходный портрет Пикассо - в частном собрании Константина Григоришина и что-то еще в частных собраниях. Так что выставка "Встреча с Модильяни" для Москвы большое, ожидаемое и оправдавшее ожидания событие. Выставка продлится до 17 июня.
Об этой выставке говорили давно, но все больше поминали связанные с ней сложности. Поэтому было опасение, что если она и состоится, то может оказаться то ли очень маленькой, то ли не слишком представительной. Но "Встреча с Модильяни" в Пушкинском состоялась и оказалась абсолютно счастливой встречей с чудесным и чувственным искусством. Обычный для вернисажной пресс-конференции в Пушкинском долгий доклад о творчестве представляемого художника директор музея Ирина Александровна Антонова провела с восторженной дрожью в голосе. Выставку она готовила к своему 85-летию и, очевидно, делала на нее большую ставку. Музей уже давно не делал громких выставок, которые, как когда-то, заставляли бы зрителей выстаивать многочасовые очереди. Имя Амедео Модильяни, самого пленительного и нежного художника ХХ в., конечно, очень привлекательно для публики, которую завораживают не только его картины, но и популярная благодаря книгам и кинофильмам легенда о непризнанном гении с Монмартра, буйном нравом алкоголике и наркомане, сгоревшем от туберкулеза накануне всемирной славы, и о его несчастной подруге Жанне Эбютерн, выбросившейся из окна на следующий день после смерти любимого. Но собрать выставку Модильяни сложно. Ни в одном собрании нет большого количества его работ, страхование их очень дорого, требования к транспортировке высоки, их хотят видеть у себя многие музеи мира. "Встреча с Модильяни" - это всего 25 картин и чуть больше рисунков, но предоставили их в московскую экспозицию два десятка европейских и американских музеев и частных коллекционеров. Выставка же получилась чудесная, обреченная на заслуженный успех. В ней нет ни одной работы, которая могла бы вызвать хоть какое-то сомнение в гениальности Модильяни. И теперь только странно, что гений этот не был оценен современниками, что рисунки, которыми он расплачивался за еду с владелицей дешевого монпарнасского ресторанчика Розали, съели в кладовке крысы. Что даже монмартровские художники уверяли, будто Модильяни стал писать своих длиннолицых и длинношеих девушек, увидев их сквозь бутылку. Что английские зрители в 1919 г. были возмущены благосклонными отзывами критиков на лондонскую выставку современного французского искусства и писали в газеты гневные письма, обвиняя Модильяни в пропаганде проституции. Похожие обвинения заставили полицию закрыть единственную прижизненную выставку художника в Париже. Теперь три почти одинаковых обнаженных Модильяни (две нью-йоркских и одна из Штутгарта) висят рядом в Пушкинском музее и вызывают только восхищение своей чувственной и живописной красотой. Рядом с ними висит прекрасный, нежнейший "Портрет девушки" из американского частного собрания. Этот безусловный шедевр мало известен, широко не репродуцировался. А вот без нежно-голубого "Маленького крестьянина" из лондонской Тейт-галереи не обходится ни одна книга о художнике. Как и без портретов Жанны Эбютерн. На выставке их три - не самых знаменитых и написанных, кажется, скорее с раздражением, чем с любовью к модели, с которой у влюбчивого и вызывавшего женскую любовь красавца Модильяни были обычные для него мучительно-страстные отношения. Как он относился к своей другой возлюбленной, англичанке Беатрис Хастингс, видно по портрету "Мадам Помпадур", написанному со злой иронией. Непростые отношения были у Модильяни и с Леопольдом Зборовским, который был его меценатом и нянькой несколько лет. Но оба портрета Зборовского представляют человека поэтического, одухотворенного, с внутренней загадкой. Особая тема московской выставки - романтическая встреча Модильяни с Анной Ахматовой. От нее остались одни из самых нежных воспоминаний в русской литературе и немного сохранившихся до наших дней рисунков. Один есть на выставке. Четыре картины относятся к раннему Модильяни, когда он еще не обрел свой узнаваемый стиль. Модильяни приехал в Париж 22-летним полным амбиций юношей, он вырос баловнем в буржуазном еврейском семействе из Ливорно, был воспитан на классическом итальянском искусстве. Новая парижская живопись ошеломила его, он был подавлен дерзостью художников с Монмартра, гением Гогена и Сезанна. Пробовал писать в стиле модных и уже признанных к тому времени кубистов. И потратил на это несколько мучительных лет, забываясь в попойках и гашише. Ранних работ Модильяни сохранилось мало, он сам многие из них уничтожал, но на четырех портретах, показанных на выставке, видно не только влияние кубистов и Сезанна, но и то, как велико было природное дарование Модильяни. Работ Амедео Модильяни нет в российских музеях, только один его рисунок хранится в Пушкинском, один превосходный портрет Пикассо - в частном собрании Константина Григоришина и что-то еще в частных собраниях. Так что выставка "Встреча с Модильяни" для Москвы большое, ожидаемое и оправдавшее ожидания событие. Выставка продлится до 17 июня.