Песнь о Роланде Шаламберизде в Арт-Центре "Пушкинская-10"

24.08.2007

Как известно, отмеченный видением талант, когда он заключен в человеке, как в сосуде, нередко находит свой выход во многих областях искусства. Поэтому, начав рассказ о Роланде Шаламберизде, его нужно продолжать уже сразу во многих направлениях: в изобразительном искусстве, музыке, перформансе, литературе, кино... и в жизни. Картины Роланда Шаламберидзе, подписанные "Shal", кроме других достойных залов и собраний, экспонируются в Государственном Русском музее, что для отечественного современного художника считается одной из высших границ признания. Его музыкальные выступления также пользуются большим успехом: к примеру, во время концертов Роланда и Николая Судника в Германии в зале Оперы Дрездена публика аплодировала, стоя. Свою музыку Роланд чаще всего исполняет на инструментах личного изобретения и изготовления, неизвестных прежде форм и звучаний. Специалисты давно уже приглядываются к этим инструментам, которые, будучи выставленными на сцене до выхода музыкантов, уже воспринимаются как художественная инсталляция и могут быть экспонированы сами по себе. В литературе Роланд - философ, но безо всякого видимого философствования или рассуждения, а вследствие некоего изначального знания, выраженного не столько словом, но и посредством интонации или точной расстановки акцентов. В последние время Роланд увлекся видео, преформансом и акциями. Причем, в силу изобилия идей, он успевает воплотить далеко не все: многие проекты существуют лишь в эскизах, не теряя, впрочем, своей актуальности. По каждому из вышеперечисленных направлений искусства можно привести самостоятельный глубокий анализ творчества Роланда Шаламберидзе, что, вероятно, - дело будущего. Настоящий же рассказ предполагает лишь обозначение векторов - горизонтальных составляющих его поисков. Но стоит все же заметить, что творчество Роланда в целом всегда отличала не столько способность в максимальном объеме выявить полноту красок игры природы, свойственная южному человеку, как - спокойствие духа и твердая рука, способные эти страсти и стихии сдержать. В средствах выражения он не скуп, но сдержан, особой сдержанностью, можно сказать, "здравого смысла": из возможного многообразия он выбирает только необходимые звуки, буквы, краски и жесты, оставляя прочие невостребованными. Иначе говоря - не использует лишнее. В юности Роланд значительно преуспел в фигуративной живописи, но вскоре оставил повествовательность, полностью посвятив себя абстрактному экспрессионизму. Завоевав же известность и имя в этой области изобразительного искусства, он, неожиданно для многих, отказался от своей палитры, оставив для выражения лишь три краски: белую, черную и зеленую, позже - только две. Больше ему было уже не нужно. В это трудно поверить, но успех пришел опять и даже превзошел предыдущий. Впрочем, сам Роланд, этого, кажется, не заметил, поскольку взгляд его был обращен всегда в направлении жизни - вперед. Отдельный и малоисследованный предмет творчества Роланда это - география его жизни: сначала, разумеется, - Грузия, потом - Россия, Германия, Америка и снова Россия. Он воплощает свои художественные проекты в той части планеты, с которой в данный момент наиболее созвучны и соразмерны его работы. В 90-е Роланд жил и работал в Петербурге "на Пушкинской", но также был хорошо известен в Германии благодаря многим выставкам, которые проходили там в самых разных галереях и альтернативных местах. И вот, наконец, в Германии Роланду предложили "ВСЕ". Дело было в начале "Перестройки", когда слово "заграница" значило для россиянина больше, чем многое, а горькие плоды опыта иммиграции виделись еще цветами. Роланд, совсем не торопился ухватиться за эту соломинку и не то, что бы тянул с решением, а кажется, даже просто забыл и так никуда не поехал.

20:51 29.04.2008 | Просмотры: 259