Выставкой «Перед распутьями земными...» открылись в Музее изобразительных искусств имени Пушкина традиционные Декабрьские вечера Святослава Рихтера. В программе этого Международного музыкального фестиваля - произведения, которые также связаны с темами жизненного пути и дороги как преодоления географического пространства. Название «Перед распутьями земными...» - это строчка из пушкинского стихотворения с рассуждениями об участи поэта. Выставка расширяет тему, и потому на ней и Левитан с его знаменитой «Владимиркой» из собрания Третьяковской галереи представлен, и старинные европейские географические атласы из Исторического музея. Нынешние «Декабрьские вечера» уже двадцать седьмые по счету. В каждом году для этого проекта, где изобразительное искусство и музыка дополняют друг друга, придумывается новая тема. Отчего на этот раз выбрали именно эту, тем более, что в прежние годы уже были выставки «Вавилонская башня. Земля - небо» и «Россия в пути» (про так называемые «путные иконы»)? Вот разъяснения Ирины Антоновой, директора Музея изобразительных искусств: «Это как бы третья часть замысла нашего сотрудника Даниловой Ирины Евгеньевны, которая делает тему сначала как тему в иконе. Путная икона - это та икона, которую с собой путники брали, когда они куда-то ехали. Потом была выставка, связанная с Вавилонской башней, то есть стремлением человека всегда куда-то ввысь, но, к сожалению, все Вавилонские башни потом обрушивались. И мы ту выставку заканчивали, кстати говоря, вот этими небоскребами, которые были взорваны 11 сентября, то есть они тоже шли ввысь - и вот человеческая трагическая история их обрушила. Это несколько другое, это больше направлено на человека. То есть это размышления о жизни, о пути». Причем, по словам Ирины Антоновой, в равной мере, духовном и географическом: «География как пространство, окружающее человека. Все-таки икона - это золотой фон - если хотите, это и бесконечное пространство, и полное отсутствие, выключение пространства. Вот то, что открывает XVII век, Ренессанс, скажем, итальянский открывает человека. А вот здесь само пространство. Это и небо, и земля, и перспектива, и даль, весь этот огромный мир. Собственно говоря, и человек в нем уже со своим миром внутри. Как бы два мира - мир внутри человека и вне его. Вот тема. А в музыке это еще более оказалось звучащим. Может быть, потому что музыка более абстрактный вид искусства, и там, конечно, это более еще эмоционально, очевидно, как-то сразу передается слушателям», - убеждена Ирина Антонова. Концерты в музее на Волхонке будут проходить вплоть до Нового года, а вот выставка продлится до конца января.
Выставкой «Перед распутьями земными...» открылись в Музее изобразительных искусств имени Пушкина традиционные Декабрьские вечера Святослава Рихтера. В программе этого Международного музыкального фестиваля - произведения, которые также связаны с темами жизненного пути и дороги как преодоления географического пространства. Название «Перед распутьями земными...» - это строчка из пушкинского стихотворения с рассуждениями об участи поэта. Выставка расширяет тему, и потому на ней и Левитан с его знаменитой «Владимиркой» из собрания Третьяковской галереи представлен, и старинные европейские географические атласы из Исторического музея. Нынешние «Декабрьские вечера» уже двадцать седьмые по счету. В каждом году для этого проекта, где изобразительное искусство и музыка дополняют друг друга, придумывается новая тема. Отчего на этот раз выбрали именно эту, тем более, что в прежние годы уже были выставки «Вавилонская башня. Земля - небо» и «Россия в пути» (про так называемые «путные иконы»)? Вот разъяснения Ирины Антоновой, директора Музея изобразительных искусств: «Это как бы третья часть замысла нашего сотрудника Даниловой Ирины Евгеньевны, которая делает тему сначала как тему в иконе. Путная икона - это та икона, которую с собой путники брали, когда они куда-то ехали. Потом была выставка, связанная с Вавилонской башней, то есть стремлением человека всегда куда-то ввысь, но, к сожалению, все Вавилонские башни потом обрушивались. И мы ту выставку заканчивали, кстати говоря, вот этими небоскребами, которые были взорваны 11 сентября, то есть они тоже шли ввысь - и вот человеческая трагическая история их обрушила. Это несколько другое, это больше направлено на человека. То есть это размышления о жизни, о пути». Причем, по словам Ирины Антоновой, в равной мере, духовном и географическом: «География как пространство, окружающее человека. Все-таки икона - это золотой фон - если хотите, это и бесконечное пространство, и полное отсутствие, выключение пространства. Вот то, что открывает XVII век, Ренессанс, скажем, итальянский открывает человека. А вот здесь само пространство. Это и небо, и земля, и перспектива, и даль, весь этот огромный мир. Собственно говоря, и человек в нем уже со своим миром внутри. Как бы два мира - мир внутри человека и вне его. Вот тема. А в музыке это еще более оказалось звучащим. Может быть, потому что музыка более абстрактный вид искусства, и там, конечно, это более еще эмоционально, очевидно, как-то сразу передается слушателям», - убеждена Ирина Антонова. Концерты в музее на Волхонке будут проходить вплоть до Нового года, а вот выставка продлится до конца января.