Историю русского балета разрезали на кадры В Музее современной истории России выставили оригинальную коллекцию фоторабот, посвященных русскому балету. Здесь и причудливые костюмы первых танцовщиц, и знаменитые этюды в исполнении Плисецкой, и редкие снимки из репетиционных залов - одним словом, "душой исполненный полет", как окрестили выставку авторы, охватывает историю этого вида искусства с конца XIX века. Танец и фотография, движение и статичность слились воедино - а результат получился еще интереснее, чем можно было ожидать. Фотопортрет французского танцовщика Мариуса Петипа затерялся среди разодетых балерин. Между тем именно с него следовало бы начать экспозицию. В 1862 году этот человек осуществил первую балетную постановку в России: дебют оказался настолько успешен, что Петипа остался. Ему на смену пришла другая звезда, пустившая русский балет в новое русло - знаменитый Сергей Дягилев. Со стен глядят застывшие на пуантах примы Анна Павлова и Тамара Карсавина - именно они были первыми балеринами дягилевской труппы, завоевавшей колоссальный успех в мире. "И это балет?" - невольно задается вопросом посетитель, глядя на чересчур пышные по нынешним меркам формы танцовщиц, необычные костюмы вместо пачек и волосы, убранные по моде начала XX века. Совершенно меняет дело новый, советский период русского балета: костюмы приобретают лаконичность, движения - четкость и отточенность. На сцену выходят другие герои: трогательная Джульетта Галины Улановой, отважный Спартак Мариса Лиепы и, наконец, знаменитый умирающий лебедь Майи Плисецкой. Балет как борьба за новые высоты: "быстрее, выше, сильнее" - кричат фотографии. На снимках - напряженная мимика вцепившихся в станок балерин и задумчивые лица преподавателей. Танцовщиц больше не фотографируют у стен: их ловят в движении, в старании, в полете. Но время идет, и даже вечное "Лебединое озеро" обретает новую жизнь. На фотографиях - цвет, в танце - другие образы, а в "высшем свете" - пиар и глянец. Появляющиеся на снимках Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе - несомненно, талантливые, но слишком замелькавшие на телеэкранах, - невольно "понижают планку". Сравнить балет, увиденный в начале экспозиции, и балет, изображенный теперь, кажется практически невозможным. Как оцифрованный кадр теряет глубину, так и искусство растворяется в свете мелькающих софитов, а танец балерины напоминает эстрадное выступление - красивое и отрепетированное, но "ненастоящее". Словно человек, побывавший в театре с незамысловатыми декорациями, простыми костюмами, но живой и искренней игрой актеров, вдруг видит перед собой очередную голливудскую историю с "дорогими" актрисами, которую можно запить кока-колой. ДАРЬЯ РЕШЕТКО
Историю русского балета разрезали на кадры В Музее современной истории России выставили оригинальную коллекцию фоторабот, посвященных русскому балету. Здесь и причудливые костюмы первых танцовщиц, и знаменитые этюды в исполнении Плисецкой, и редкие снимки из репетиционных залов - одним словом, "душой исполненный полет", как окрестили выставку авторы, охватывает историю этого вида искусства с конца XIX века. Танец и фотография, движение и статичность слились воедино - а результат получился еще интереснее, чем можно было ожидать. Фотопортрет французского танцовщика Мариуса Петипа затерялся среди разодетых балерин. Между тем именно с него следовало бы начать экспозицию. В 1862 году этот человек осуществил первую балетную постановку в России: дебют оказался настолько успешен, что Петипа остался. Ему на смену пришла другая звезда, пустившая русский балет в новое русло - знаменитый Сергей Дягилев. Со стен глядят застывшие на пуантах примы Анна Павлова и Тамара Карсавина - именно они были первыми балеринами дягилевской труппы, завоевавшей колоссальный успех в мире. "И это балет?" - невольно задается вопросом посетитель, глядя на чересчур пышные по нынешним меркам формы танцовщиц, необычные костюмы вместо пачек и волосы, убранные по моде начала XX века. Совершенно меняет дело новый, советский период русского балета: костюмы приобретают лаконичность, движения - четкость и отточенность. На сцену выходят другие герои: трогательная Джульетта Галины Улановой, отважный Спартак Мариса Лиепы и, наконец, знаменитый умирающий лебедь Майи Плисецкой. Балет как борьба за новые высоты: "быстрее, выше, сильнее" - кричат фотографии. На снимках - напряженная мимика вцепившихся в станок балерин и задумчивые лица преподавателей. Танцовщиц больше не фотографируют у стен: их ловят в движении, в старании, в полете. Но время идет, и даже вечное "Лебединое озеро" обретает новую жизнь. На фотографиях - цвет, в танце - другие образы, а в "высшем свете" - пиар и глянец. Появляющиеся на снимках Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе - несомненно, талантливые, но слишком замелькавшие на телеэкранах, - невольно "понижают планку". Сравнить балет, увиденный в начале экспозиции, и балет, изображенный теперь, кажется практически невозможным. Как оцифрованный кадр теряет глубину, так и искусство растворяется в свете мелькающих софитов, а танец балерины напоминает эстрадное выступление - красивое и отрепетированное, но "ненастоящее". Словно человек, побывавший в театре с незамысловатыми декорациями, простыми костюмами, но живой и искренней игрой актеров, вдруг видит перед собой очередную голливудскую историю с "дорогими" актрисами, которую можно запить кока-колой. ДАРЬЯ РЕШЕТКО