Хотя выставка из коллекции семьи Мамонтовых в венском Музее истории искусств проходит по полной программе - с каталогом и афишами, - вопросов она вызывает немало. Во-первых, почему экспозиция была открыта только на неделю, пусть и в одном из самых красивых залов музея, Бассано. Во-вторых, что за Мамонтовы? Родство со знаменитыми меценатами в печатных комментариях к выставке не объявлялось. Хотя выставка из коллекции семьи Мамонтовых в венском Музее истории искусств проходит по полной программе - с каталогом и афишами, - вопросов она вызывает немало. Во-первых, почему экспозиция была открыта только на неделю, пусть и в одном из самых красивых залов музея, Бассано. Во-вторых, что за Мамонтовы? Родство со знаменитыми меценатами в печатных комментариях к выставке не объявлялось. Вопрос о краткости сроков проведения выставки также остался без ответа, зато семья оказалась из числа современных московских бизнесменов. Валерий Мамонтов по образованию филолог, Марина Мамонтова - экономист, в числе увлечений, сообщает справка в каталоге, - подводное плавание, лыжи и теннис. Как удалось им пробиться со своим собранием в один из крупнейших музеев мира да еще заполучить в качестве автора предисловия самого гендиректора музея, уму непостижимо. Хотя сама коллекция любопытная, поскольку включает в себя русское и советское искусство "золотого периода" - от Врубеля, Гончаровой и Лентулова до Кончаловского, Юона и позднего Куприна. Преобладает, конечно же, графика, в том числе от авторов не первого ряда, но запоминающихся, таких как Николай Чернышов (1885-1973). Впрочем, его акварели, сделанные на занятиях школы Айседоры Дункан, выглядят уже едва ли не хрестоматийными. Чего не скажешь о творчестве малоизвестного Романа Гершаника (1898-1984). Его гуашь 1930-х годов "Пастухи" явно украшает выставку в не меньшей степени, чем внушительных размеров "Натюрморт с кошкой и яблоками" Николая Тархова, повешенный прямо напротив входной двери. Тархов, даже живописный, даже в пору своего французского цветения, все же во многом уступает другим работам из собрания Мамонтовых - и "Осени в старом парке" Алексея Кравченко, и "Городскому пейзажу" Фалька, да и тому же Кончаловскому. Но развеска не отменяет сути происходящего: наши коллекционеры прорываются в крупнейшие выставочные залы мира. Конечно, можно спорить о том, кто там оказывается первым и по заслугам ли такая честь, и жалеть о тех, кому туда вряд ли попасть, причем не из-за качества собственного собрания, а по каким-то другим причинам. Но сделанного не воротить: почин положен, и по крайней мере, с точки зрения представленных художников, выглядит все вполне достойно. Остается только надеяться, что среди наших бизнесменов есть уже и Щукины, и Морозовы, причем не только в переносном значении имени. Вена
Хотя выставка из коллекции семьи Мамонтовых в венском Музее истории искусств проходит по полной программе - с каталогом и афишами, - вопросов она вызывает немало. Во-первых, почему экспозиция была открыта только на неделю, пусть и в одном из самых красивых залов музея, Бассано. Во-вторых, что за Мамонтовы? Родство со знаменитыми меценатами в печатных комментариях к выставке не объявлялось. Хотя выставка из коллекции семьи Мамонтовых в венском Музее истории искусств проходит по полной программе - с каталогом и афишами, - вопросов она вызывает немало. Во-первых, почему экспозиция была открыта только на неделю, пусть и в одном из самых красивых залов музея, Бассано. Во-вторых, что за Мамонтовы? Родство со знаменитыми меценатами в печатных комментариях к выставке не объявлялось. Вопрос о краткости сроков проведения выставки также остался без ответа, зато семья оказалась из числа современных московских бизнесменов. Валерий Мамонтов по образованию филолог, Марина Мамонтова - экономист, в числе увлечений, сообщает справка в каталоге, - подводное плавание, лыжи и теннис. Как удалось им пробиться со своим собранием в один из крупнейших музеев мира да еще заполучить в качестве автора предисловия самого гендиректора музея, уму непостижимо. Хотя сама коллекция любопытная, поскольку включает в себя русское и советское искусство "золотого периода" - от Врубеля, Гончаровой и Лентулова до Кончаловского, Юона и позднего Куприна. Преобладает, конечно же, графика, в том числе от авторов не первого ряда, но запоминающихся, таких как Николай Чернышов (1885-1973). Впрочем, его акварели, сделанные на занятиях школы Айседоры Дункан, выглядят уже едва ли не хрестоматийными. Чего не скажешь о творчестве малоизвестного Романа Гершаника (1898-1984). Его гуашь 1930-х годов "Пастухи" явно украшает выставку в не меньшей степени, чем внушительных размеров "Натюрморт с кошкой и яблоками" Николая Тархова, повешенный прямо напротив входной двери. Тархов, даже живописный, даже в пору своего французского цветения, все же во многом уступает другим работам из собрания Мамонтовых - и "Осени в старом парке" Алексея Кравченко, и "Городскому пейзажу" Фалька, да и тому же Кончаловскому. Но развеска не отменяет сути происходящего: наши коллекционеры прорываются в крупнейшие выставочные залы мира. Конечно, можно спорить о том, кто там оказывается первым и по заслугам ли такая честь, и жалеть о тех, кому туда вряд ли попасть, причем не из-за качества собственного собрания, а по каким-то другим причинам. Но сделанного не воротить: почин положен, и по крайней мере, с точки зрения представленных художников, выглядит все вполне достойно. Остается только надеяться, что среди наших бизнесменов есть уже и Щукины, и Морозовы, причем не только в переносном значении имени. Вена