Технократический имидж России на крупнейшем артфоруме мира
7 июня в Венеции открывается 52-я биеннале современного искусства. Участвующая в фестивале с 1914 года Россия на этот раз пытается радикально соответствовать мировому контексту. Будет представлена серия работ высокотехнологичных, реагирующих на злободневные проблемы нашей жизни. Художественной общественности и СМИ эти работы представили комиссар Российского павильона Венецианской биеннале, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и куратор экспозиции директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. Церетели отчитался о нелегкой работе по созданию в павильоне, построенном в начале прошлого века Алексеем Щусевым, условий, пригодных для инсталлирования современного искусства. Речь шла о дезинфекции в прямом и переносном смыслах: ремонтных работах, начавшихся с уборки мусора, выдворения бомжей, лечения стен от грибка. Помощником Церетели в лечении павильона выступил один из спонсоров российского участия в Венецианской биеннале -- фонд «Русский авангард» (другие партнеры -- ЦУМ, «Интеррос», «Арт-Медиа Групп», MasterCard, ОАО «ТМК»).В пахнущий свежестью, чистый и светлый павильон въедут свеженькие инсталляции, объединенные темой Clickihope, иначе: не теряй надежду -- жми! Речь идет о компьютерных «кликах» -- новой форме виртуальной коммуникации, симулирующей искренность и тепло человеческого общения. Свиблова рассказала о художниках -- участниках экспозиции. Всем им якобы небезразличны процессы «предельного уплотнения информационных потоков... и стремительного развития процессов глобализации».На двух этажах павильона будет развернута масштабная галерейная экспозиция. Судя по словам куратора, павильон атакует внушительная армия электронного оборудования. Количество мониторов на квадратный метр даст фору Горбушкину двору и магазину «Электронный рай». Электронное оборудование станет транслятором выстраданных художниками мыслей о глобальном отчуждении, угрозе антигуманных медиапотоков и глобализации вообще. Группа «АЕС+Ф» анимирует «Последнее восстание» гламурных андрогинов друг на друга. Андрей Бартенев сделает дорожку из светодиодных шаров с сердцами, сигналящими о своем одиночестве. Александр Пономарев и Арсений Мещеряков включат «Душ» -- инсталляцию в виде душевой кабинки, где вместо кафельной плитки -- тысяча экранов с трансляцией мировых телеканалов в реальном времени. После такого «промывания мозгов» тот же Александр Пономарев приглашает смыть налипшую информационную грязь с помощью «Дворников». Этот проект предполагает стену телеэкранов, на которых время от времени двигаются изображения автомобильных щеток, изменяющие картинку телевизора проекцией красивейшего вида венецианской лагуны, что открывается с балкона павильона России. Третий опус Пономарева -- тоннель с шестью тоннами воды, движущейся и волнующейся под воздействием компьютерной программы, тонкими проводочками соединяющей бассейн с видеоэкраном, на котором голова художника исполняет обязанности демиурга -- дуновением оживляет стихию. Наконец молодая художница Юлия Мильнер оформит фасад павильона с помощью экрана, отображающего интерактивную игру на сайте www.clickihope.com. Кликнешь фразу «Я надеюсь» на любом из пятидесяти языков стран-участниц, экран подмигнет тебе теми же словами.Нашествие на российский павильон продвинутой оргтехники свидетельствует о том, что мы стремимся во что бы то ни стало усвоить уроки мировой художественной жизни. Пусть даже не дня сегодняшнего. Выбранные художниками темы (особенно с реакцией компьютера госпожи Мильнер на активность жаждущих получить заветное слово надежды) забавно рифмуются с пародийным клипом видеоартиста из Франции Пьерика Сорена. Недавно в Москве показывали его видеофильм, симулирующий документальную хронику некой вымышленной биеннале, где каждый участник хотел удивить аттракционами, один эффектнее другого. Фигурировала там и тонна воды, поднятая в небо с помощью лазеров, и компьютерная радуга, чьи дуги поднимались над городом в зависимости от того, сколько положительных эмоций транслируется одновременно на компьютер с мобильных телефонов. Даже киберандрогины анимировались Сореном в движущемся вагоне уличного трамвая. И, что примечательно, в этом видео Сорен пародировал ситуацию и моду мирового искусства конца 90-х годов прошлого века. Сергей ХАЧАТУРОВ