Мышца провокации

28.02.2007

"Барни в Москве" значится в программе биеннале под грифом "спецпроект". Задача "спецпроекта" скорее культуртрегерская - познакомить нашу публику с творчеством американца, который, нравится вам или нет, уже набрал достаточно баллов, чтобы учебники по истории современного искусства (если таковые есть еще) посвятили ему отдельную главу наряду с Поллоком и Энди Уорхолом. Впрочем, и в концептуальный тэг-лайн биеннале - "Создавая мыслящие миры" - Барни вписывается идеально: миры в его знаменитом киноцикле функционируют по законам очень путанной, самодостаточной и чрезвычайно экстравагантной философии, и следует хорошенько поломать над ними голову, чтобы в противном случае ее не поломал "Кремастер". На самом деле это уже не первый привоз "Кремастера" в Россию. Если не считать самодеятельных клубных демонстраций через видеопроектор, цикл показали с пленки несколько лет назад в Музее Кино при жутчайшем аншлаге, что повергло местных знатоков мировых арт-трендов, оставшихся без билета, в легкий шок, поскольку считалось, что Барни - суперзвезда "там", а "здесь" оценить такую штуку смогут лишь два с половиной особо продвинутых ценителя. Тогда же, кстати, в Москву ждали и "самого", однако приехал он только сейчас, даром что для визита появился мощный экономический резон: последний выставочный проект Барни, уже показанный в Берлине, финансирует российский спонсор. Отдавать деньги Мэтью Барни, заметим в скобках, давно не благотворительность, а хорошее вложение капитала. Знаменитостью Барни стал в середине 90-х, успешно выставляясь на "Документе", Венецианских биеннале, а в 96-м получив от Музея Гуггенхайма элитарный Hugo Boss Prize. Знаменитость была, конечно, так себе, междусобойчиковой, ограниченной рамками contemporary art, чей мир, как известно, тесен, а слой потребителей - тонок. А вот неограниченной, то есть неподверженной ночным разливам желчи у арт-обозревателей гламурных СМИ, она стала уже в начале третьего тысячелетия, когда Мэтью Барни завершил свой цикл фильмов под названием "Кремастер" амбициозной полнометражкой, где в главной роли выступил он сам и нью-йоркский небоскреб "Крайслер", подвергаемый изнутри странным ритуальным трансформациям. И тут же, понятное дело, зарифмованными публикой с транформациями, которыми подверглись за два года до того башни ВВЦ. По этому поводу дружественным Гуггенхаймом была организована масштабная персональная выставка Барни, наделавшая много шума по обе стороны Атлантики. Недружественные злопыхатели получили тогда решающий аргумент, что художник, вооружившись наработанным в Голливуде коллективным бессознательным, перешел Рубикон, отделяющий творца от шоумена. На ретроспективе покажут все пять частей киноцикла "Кремастер", а также относительно новый фильм Барни, созданный им вместе со своей женой Бьорк в рамках другого проекта под названием "Drawing Restrаint". Во всех постановках он выступает как сценарист, режиссер, исполнитель главной роли и как художник, создавший для этих кинодейств уникальную объектную и визуальную среду, неотделимую от того, что делает Барни-скульптор (его изначальная специализация), Барни-инсталятор, Барни-перформансист, Барни-эксгибиционист и т.д. Могут ли эти артистические ипостаси господина Барни существовать автономно от целлулоида с тем же оглушительным успехом - не такой уж праздный вопрос, который стоит задать ему на пресс-конференции. Хотя, с другой стороны, кого сейчас такие глупости интересуют, если приезжающий к нам мужчина женат на певице Бьорк? Рекомендации тем, кто идет смотреть на Барни впервые. Первое: категорически отвергать перед просмотром какие-либо описания фильмов и тексты, трактующие творчество этого художника. Имя им - вагон и маленькая тележка. Второе: если увиденное понравилось, игнорировать их точно также, а если не понравилось - игнорировать еще сильней, ибо в противном случае может не понравиться еще больше. Дабы не терзать кота в мешке (а этот "спецпроект" биеннале стоит того, чтобы потратить на него несколько свободных вечеров, поверьте), скажем лишь, что на фильмах Мэтью Барни вам предстоит увидеть такое, что вы... ммм... вряд бы осмелились вообразить. Понимаем, зазывалочка в духе шапито, но если для кого-то "провокативно аранжированные аллегорические ритуалы в духе барочного постмодернизма" скажут больше, то пожалуйста. Если у вас нет времени и желания смотреть всю ретроспективу, ограничьтесь пятницей, когда покажут пятого и четвертого "Кремастера" - самые мощные части арт-эпоса, чья нумерация (вдохновленная не иначе примером "Звездных войн") не совпадает с хронологией создания. Если времени на все не хватит, можно пожертвовать третьим - довольно надуманным и очень претенциозным фильмом, то есть четвергом. Единственной справкой, которую полезно получить перед просмотром цикла - что такое собственно "кремастер". Ничего особенного: это такая хитрая внутренняя мышца, которая у особей мужского пола отвечает за то, чтобы опускать или поднимать репродуктивный аппарат в зависимости от внешней обстановки и настроения его владельца - холода, опасности, стресса и т.д. (не путать с эрекцией!). Если кто-то этого не знал и уже запротестовал - ничего страшного: в ритуальном контексте аллегорического барочного постмодернизма сей предмет играет у Мэтью Барни абсолютно такую же условную роль, что и у Энди Уохолла банка супа "Кэмпбелл", о которой знали все, но восхищаться, не смущаясь, продолжают почему-то до сих пор. Ретроспектива фильмов Мэтью Барни организована в рамках Второй Московской биеннале и пройдет в Центральном Доме Литераторов с 28 февраля по 5 марта.

20:51 17.10.2008 | Просмотры: 265