Исторический музей представил свои золотые запасы Выставка "Золото. Металл богов и царь металлов", открывшаяся в Историческом музее, без сомнения, станет одним из главных хитов летнего туристического сезона. Она показывает исконно русские ценности - богатство царей, церковную роскошь и аристократическое очарование бриллиантов. В советские времена не было большего счастья в музее, чем попасть в его золотую кладовую (как правило, закрытую для рядовых посетителей). На фоне непроглядной серости блеск золота очень поднимал настроение. Художественное качество экспонатов в этом случае совсем не важно - всякий посетитель чувствует себя виртуальным миллионером уже от того, что находится рядом с драгоценными коронами, скипетрами и шкатулками. Именно это опасное свойство "благородного металла" - намекать на несметные богатства - делает его крайне неудобным для выставок. Ведь когда в заголовке заявлено золото само по себе, музей сразу превращается в банковский сейф. Кураторам приходится доказывать, что они намного выше рынка и не имеют ничего общего с владельцами ломбардов и прочими старухами- процентщицами. В большинстве случаев борьба духовности с деньгами заканчивается поражением первого, и зрители упорно идут "смотреть золото", а не искусство. Тот же сценарий, конечно, ожидает и выставку в ГИМе - обилие драгметалла здесь настойчиво слепит глаза и мешает говорить о значении предметов. Кажется, дизайн экспозиции только усиливает золотое свечение. Обычно драгоценности показывают на черном бархатном фоне (считается, что так можно разглядеть мельчайшие изыски ювелиров). В Историческом выбрали бежевый - устроители, по их словам, стремились создать "небесно-облачное окружение", эдакое сошествие золота на грешную землю. Где-то под потолком повешены белые облака, на которые проецируются экспонаты. Однако и без облаков тон разговора выбран возвышенный. Вся выставка делится на три части, плавно перетекающие одна в другую. В первом разделе зритель должен прочувствовать божественную природу металла - здесь показаны церковные ценности. Имеется, например, священническая панагия, изготовленная в XVII веке из турецкой броши, - к басурманскому украшению приделаны головы орлов, чтобы оно напоминало российский герб. Рядом лежит митра - головной убор митрополита, - которая была в срочном порядке сделана в 1685 году для Гедеона Святополк-Четвертинского, в лице которого утвердилось объединение православных украинцев и русских. Далее рассказывается о золоте как металле царей и высочайших правителей. В этом зале ни в коем случае нельзя пропустить маленькую чашу, выточенную собственноручно Петром Великим из орехового дерева и заключенную в золотую оправу (на дно чаши положен рубиновый камень). Как выясняется, царская власть придумала для золота остроумное применение - она изобрела награды и массивные ящики для хранения писем. Что касается наград, то кураторы выставки не поскупились и наряду с екатерининскими и александровскими орденами выставили советские спортивные медали. Вычурные золотые ящики для писем и народных посланий XIX века, судя по всему, так и не открывались. Наконец, на десерт оставлен зал, где показано золото как предмет бытовой роскоши и богатства - бесконечные ряды сверкающих чашек, блюд и портсигаров. Как ни странно, именно здесь можно поговорить об искусстве. В начале ХХ столетия русские и западные ювелиры куда как больше внимания уделяли выделке и тонкости украшений. Золото перестало напоминать банковские слитки и раскрыло свои возможности как один из самых податливых, удобных и виртуозных металлов. К слову сказать, вплоть до петровских времен в России не было золотых рудников - металл ввозили из-за рубежа. Зато с XIX века золотодобыча наряду с самоварами и лесопилками превратилась в главный национальный промысел. Для пущей демонстрации наших неистощимых источников в отдельной витрине помещены образец золотоносной руды, кольцо с бриллиантом, позолоченная гиря и платиновый аршин (реальный кусок драгметалла, обозначающий принятую меру длины). Первые зрители на вернисаже донимали кураторов каверзным вопросом: "Почему русские так любят золото?". Автор экспозиции Татьяна Сизова отвечала, что тяга к золоту - это примета всех авторитарных культур. И Россия отнюдь не лидер - посмотрите на жен арабских шейхов. Однако в России золото было освящено церковной традицией, сияние этого металла воспринималось как божественный знак. Поэтому страсть русского двора к золотым украшениям нужно считать высокодуховным актом - подобным образом власть приобщается к культуре. СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ
Исторический музей представил свои золотые запасы Выставка "Золото. Металл богов и царь металлов", открывшаяся в Историческом музее, без сомнения, станет одним из главных хитов летнего туристического сезона. Она показывает исконно русские ценности - богатство царей, церковную роскошь и аристократическое очарование бриллиантов. В советские времена не было большего счастья в музее, чем попасть в его золотую кладовую (как правило, закрытую для рядовых посетителей). На фоне непроглядной серости блеск золота очень поднимал настроение. Художественное качество экспонатов в этом случае совсем не важно - всякий посетитель чувствует себя виртуальным миллионером уже от того, что находится рядом с драгоценными коронами, скипетрами и шкатулками. Именно это опасное свойство "благородного металла" - намекать на несметные богатства - делает его крайне неудобным для выставок. Ведь когда в заголовке заявлено золото само по себе, музей сразу превращается в банковский сейф. Кураторам приходится доказывать, что они намного выше рынка и не имеют ничего общего с владельцами ломбардов и прочими старухами- процентщицами. В большинстве случаев борьба духовности с деньгами заканчивается поражением первого, и зрители упорно идут "смотреть золото", а не искусство. Тот же сценарий, конечно, ожидает и выставку в ГИМе - обилие драгметалла здесь настойчиво слепит глаза и мешает говорить о значении предметов. Кажется, дизайн экспозиции только усиливает золотое свечение. Обычно драгоценности показывают на черном бархатном фоне (считается, что так можно разглядеть мельчайшие изыски ювелиров). В Историческом выбрали бежевый - устроители, по их словам, стремились создать "небесно-облачное окружение", эдакое сошествие золота на грешную землю. Где-то под потолком повешены белые облака, на которые проецируются экспонаты. Однако и без облаков тон разговора выбран возвышенный. Вся выставка делится на три части, плавно перетекающие одна в другую. В первом разделе зритель должен прочувствовать божественную природу металла - здесь показаны церковные ценности. Имеется, например, священническая панагия, изготовленная в XVII веке из турецкой броши, - к басурманскому украшению приделаны головы орлов, чтобы оно напоминало российский герб. Рядом лежит митра - головной убор митрополита, - которая была в срочном порядке сделана в 1685 году для Гедеона Святополк-Четвертинского, в лице которого утвердилось объединение православных украинцев и русских. Далее рассказывается о золоте как металле царей и высочайших правителей. В этом зале ни в коем случае нельзя пропустить маленькую чашу, выточенную собственноручно Петром Великим из орехового дерева и заключенную в золотую оправу (на дно чаши положен рубиновый камень). Как выясняется, царская власть придумала для золота остроумное применение - она изобрела награды и массивные ящики для хранения писем. Что касается наград, то кураторы выставки не поскупились и наряду с екатерининскими и александровскими орденами выставили советские спортивные медали. Вычурные золотые ящики для писем и народных посланий XIX века, судя по всему, так и не открывались. Наконец, на десерт оставлен зал, где показано золото как предмет бытовой роскоши и богатства - бесконечные ряды сверкающих чашек, блюд и портсигаров. Как ни странно, именно здесь можно поговорить об искусстве. В начале ХХ столетия русские и западные ювелиры куда как больше внимания уделяли выделке и тонкости украшений. Золото перестало напоминать банковские слитки и раскрыло свои возможности как один из самых податливых, удобных и виртуозных металлов. К слову сказать, вплоть до петровских времен в России не было золотых рудников - металл ввозили из-за рубежа. Зато с XIX века золотодобыча наряду с самоварами и лесопилками превратилась в главный национальный промысел. Для пущей демонстрации наших неистощимых источников в отдельной витрине помещены образец золотоносной руды, кольцо с бриллиантом, позолоченная гиря и платиновый аршин (реальный кусок драгметалла, обозначающий принятую меру длины). Первые зрители на вернисаже донимали кураторов каверзным вопросом: "Почему русские так любят золото?". Автор экспозиции Татьяна Сизова отвечала, что тяга к золоту - это примета всех авторитарных культур. И Россия отнюдь не лидер - посмотрите на жен арабских шейхов. Однако в России золото было освящено церковной традицией, сияние этого металла воспринималось как божественный знак. Поэтому страсть русского двора к золотым украшениям нужно считать высокодуховным актом - подобным образом власть приобщается к культуре. СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ