Художник Иван Иванович Шишкин - это картинка в твоем букваре ("Рожь") и фантик от шоколадной конфетки (сильно кадрированная репродукция "Утра в сосновом лесу"). Нет другого русского художника, который вошел бы в национальное сознание и быт сразу двумя картинами. Но всенародная популярность и массовое употребление живописи Шишкина привели к весьма печальным последствиям - всякий пиетет к художнику потерялся вместе с интересом. Третьяковская галерея, долго и вдумчиво готовящая юбилейную, к 175-летию со дня рождения, выставку классика русского пейзажа, поставила перед собой достойную задачу: показать творчество Шишкина в максимальной полноте и очистить его от хрестоматийного глянца - синонима скуки. Для осуществления этой достойной цели в здание ГТГ на Крымском Валу была привезена живопись из постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, собраны картины из провинциальных музеев и частных собраний, а в центре выставки разместился большой раздел графики, которая обычно хранится в запасниках. Кроме этого в экспозиции выделен специальный раздел, раскрывающий творческий метод художника: собраны его альбомы, где он неутомимо зарисовывал родную природу, труды по ботанике, которые он изучал, гербарии, которые он составлял, литографические камни и офортные доски, которыми он пользовался, а также старые фотоаппараты. Шишкин профессионально фотографировал. От глянца и скуки все эти предпринятые действия выставку не спасли только потому, что художник сам любил навести блеск на свои пейзажи и не боялся злоупотребить внешними эффектами, а мастеровитая его живопись, честно сказать, достаточно однообразна: лес да лес в основном. От выставки Шишкина, разумеется, никаких других сюжетов ждать не приходилось, но все же, беспрестанно совершенствуя свое незаурядное мастерство в течение десятилетий, он так и не вышел за рамки парадного портрета русской природы и даже задачи перед собой такой не ставил. Природа у него всегда величественна, эффектна и безмятежно статична. Собственно говоря, благодаря этой театральной величавости картины Шишкина и внесли в советские времена в хрестоматии - холодно, эффектно, без нерва и воображения, но очень патриотично. Насколько патриотично - вопрос не праздный, русские пейзажи художника по-немецки суховаты. Закончив Императорскую академию художеств с золотой медалью, Шишкин получил право на трехгодичную пенсионерскую поездку за границу. Выбрал Германию (Италию он не любил за излишнюю красоту) и хотя скучал там по русской природе, маэстрией немецких художников заразился. Искусствоведы, конечно, различают в творчестве художника Шишкина различные периоды и исследуют этапы развития его художественного языка. Отмечают переход от романтизма к натурализму и объективизму, но не ученому эти различия не слишком заметны. Все пейзажи Шишкина выступают на выставке единым крупноформатным эпическим монолитом. В общем, юбилейная ревизия творчества художника никаких открытий не принесла, несмотря на все старания музея. То, что он был превосходный рисовальщик, но не лучший живописец, не было секретом даже для его современников. К классику русского пейзажа в Третьяковке отнеслись с почтением, это понятно. Но и выставке, и статьям в каталоге, как и самим пейзажам Шишкина, не хватает конфликта, драматизма, настроения. А без них как-то скучно - одно сплошное торжество деревьев, веток, мишек и солнечных бликов. Выставка Шишкина в Третьяковке обречена быть чемпионом по посещаемости. Школьников будут водить на нее классами. Родители, озабоченные культурным развитием своих детей, придут на нее в выходные. Но вряд ли старания музейных работников, все их педагогические затеи смогут сделать такой поход занимательным. Выставка продлится до 20 января
Художник Иван Иванович Шишкин - это картинка в твоем букваре ("Рожь") и фантик от шоколадной конфетки (сильно кадрированная репродукция "Утра в сосновом лесу"). Нет другого русского художника, который вошел бы в национальное сознание и быт сразу двумя картинами. Но всенародная популярность и массовое употребление живописи Шишкина привели к весьма печальным последствиям - всякий пиетет к художнику потерялся вместе с интересом. Третьяковская галерея, долго и вдумчиво готовящая юбилейную, к 175-летию со дня рождения, выставку классика русского пейзажа, поставила перед собой достойную задачу: показать творчество Шишкина в максимальной полноте и очистить его от хрестоматийного глянца - синонима скуки. Для осуществления этой достойной цели в здание ГТГ на Крымском Валу была привезена живопись из постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке, собраны картины из провинциальных музеев и частных собраний, а в центре выставки разместился большой раздел графики, которая обычно хранится в запасниках. Кроме этого в экспозиции выделен специальный раздел, раскрывающий творческий метод художника: собраны его альбомы, где он неутомимо зарисовывал родную природу, труды по ботанике, которые он изучал, гербарии, которые он составлял, литографические камни и офортные доски, которыми он пользовался, а также старые фотоаппараты. Шишкин профессионально фотографировал. От глянца и скуки все эти предпринятые действия выставку не спасли только потому, что художник сам любил навести блеск на свои пейзажи и не боялся злоупотребить внешними эффектами, а мастеровитая его живопись, честно сказать, достаточно однообразна: лес да лес в основном. От выставки Шишкина, разумеется, никаких других сюжетов ждать не приходилось, но все же, беспрестанно совершенствуя свое незаурядное мастерство в течение десятилетий, он так и не вышел за рамки парадного портрета русской природы и даже задачи перед собой такой не ставил. Природа у него всегда величественна, эффектна и безмятежно статична. Собственно говоря, благодаря этой театральной величавости картины Шишкина и внесли в советские времена в хрестоматии - холодно, эффектно, без нерва и воображения, но очень патриотично. Насколько патриотично - вопрос не праздный, русские пейзажи художника по-немецки суховаты. Закончив Императорскую академию художеств с золотой медалью, Шишкин получил право на трехгодичную пенсионерскую поездку за границу. Выбрал Германию (Италию он не любил за излишнюю красоту) и хотя скучал там по русской природе, маэстрией немецких художников заразился. Искусствоведы, конечно, различают в творчестве художника Шишкина различные периоды и исследуют этапы развития его художественного языка. Отмечают переход от романтизма к натурализму и объективизму, но не ученому эти различия не слишком заметны. Все пейзажи Шишкина выступают на выставке единым крупноформатным эпическим монолитом. В общем, юбилейная ревизия творчества художника никаких открытий не принесла, несмотря на все старания музея. То, что он был превосходный рисовальщик, но не лучший живописец, не было секретом даже для его современников. К классику русского пейзажа в Третьяковке отнеслись с почтением, это понятно. Но и выставке, и статьям в каталоге, как и самим пейзажам Шишкина, не хватает конфликта, драматизма, настроения. А без них как-то скучно - одно сплошное торжество деревьев, веток, мишек и солнечных бликов. Выставка Шишкина в Третьяковке обречена быть чемпионом по посещаемости. Школьников будут водить на нее классами. Родители, озабоченные культурным развитием своих детей, придут на нее в выходные. Но вряд ли старания музейных работников, все их педагогические затеи смогут сделать такой поход занимательным. Выставка продлится до 20 января