26 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "". Экспозиция включает 27 живописных работ. Жанровая живопись всегда пользовалась большой популярностью у собирателей. Знаменательным представляется то, что именно с жанровых картин начинались две самых значимых для русской культуры коллекции - Павла Третьякова и императора Александра III, составившие основу Третьяковской галереи и Русского музея соответственно. В 1856 Третьяков году купил полотно Василия Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами", а Александр III, будучи еще наследником, приобрел в 1864 году работу Ивана Келера-Вилианди "Итальянская девочка, черпающая воду". Тогда же крупнейший критик Владимир Стасов уверенно заявил: "Все будущее нашей художественной школы лежит в нынешних так называемых жанрах и жанристах". В России познакомились с европейским бытовым жанром в начале XVIII века, когда Петр I и его сподвижники стали закупать в Голландии картины для украшения своих дворцов. И в дальнейшем "малые голландцы" пользовались в России успехом, став предметом страстного коллекционирования. Сложнее обстояло дело с формированием национальной школы жанровой живописи, которая могла возникнуть лишь на фоне развитой общественной жизни. Поражение России в Крымской войне, смерть Николая I и воцарение Александра II, взявшего курс на либеральные реформы, резко изменили как общественно-политическую, так и культурную ситуацию в стране, способствуя зарождению нового русского искусства. На смену романтизму пришел критический реализм, сформировался тип "шестидесятника", переживающего все общественные несправедливости как личные. Полотна Василия Перова, Фирса Журавлева, Василия Пукирева, Иллариона Прянишникова пробуждали в зрителе чувства возмущения, сострадания и протеста. Эта порой гипертрофированная критичность, нежелание замечать иные аспекты жизни, кроме дурных, были "болезнью" быстрого роста, страстным желанием уподобить живопись по общественной значимости литературе. В 1863 году четырнадцать учеников-академистов, в числе которых был и представленный на выставке Константин Маковский, воспользовались формальным предлогом и демонстративно вышли из Академии. Они образовали петербургскую Артель художников, построенную на началах бытовой коммуны, хотя сама Академия к тому времени была вполне либеральной и даже поощряла остросоциальные сюжеты (в 1863 Пукирев получил звание профессора за картину "Неравный брак"). Кризис "шестидесятничества" был преодолен рождением в 1870 году первого успешного идейно-коммерческого объединения живописцев - Товарищества передвижных художественных выставок. Его основатели, среди которых был и "шестидесятник" Прянишников, представленный на выставке типичной для него однофигурной композицией "Пряха", переосмыслили и развили плодотворные стороны предшествующего периода. Вскоре тон в Товариществе стали задавать молодые реалисты во главе с Ильей Репиным. Разница между ними и "шестидесятниками" была в их внутреннем мироощущении. Молодежь глядела на жизнь шире, не гнушаясь романтических тем и живописной раскованности. Благодаря этому поколению реалистическое направление заняло ведущие позиции в художественной жизни России и завоевало признание не только публики, но и Императорского двора. Многие передвижники, поначалу с презрением относившиеся к чинам и орденам, со временем превратились в респектабельных профессоров. К 1890-м годам по своей образности и натуралистичности полотна многих членов Товарищества сближаются с академическим жанром, который не оставался безучастным к открытиям передвижников, особенно после того, как виднейшие из них в 1893 году возглавили учебные мастерские в Академии. Примером этому служит творчество Ивана Пелевина - талантливого жанриста и исторического живописца, активного участника академических выставок. Его работа "В избе" могла бы быть экспонирована у передвижников, в то время как решенная с большим юмором картина члена ТПХВ Константина Савицкого "Охотники" украсила бы любую выставку в Академии. К середине 1890-х годов передвижничество вырождается в своеобразный "академизм". Старшее поколение передвижников с трудом сдерживает натиск молодых членов объединения, ищущих иных тем и средств выражения, идущих на смелые эксперименты, связанные с импрессионизмом. Овладение пленером дает передвижническому жанру новое дыхание. Работы Кириака Костанди ("Варят варенье") и Арнольда Лаховского ("В сапожной мастерской") характеризуют последний период в развитии жанра, отмеченный, как и прежде, значительными творческими достижениями. Много лет Товарищество передвижников противостояло салонно-академическому искусству с его апологией классических форм и эстетства. Картина Степана Бакаловича "Послание" - образец подобной живописи, где художник демонстрирует тонкое чувство стиля и профессиональное мастерство. Творчество влюбленного в античность Бакаловича очаровало даже главного покровителя передвижников - Третьякова, купившего его работу. Разбираясь в перипетиях художественной жизни второй половины XIX - начала XX веков, наполненной деятельностью шумных и амбициозных группировок, нельзя упускать из виду мастеров, стоявших в стороне от борьбы за зрителя и покупателя и просто профессионально занимавшихся любимым делом. Не у всех судьбы сложились благополучно, но ныне их картины пользуются заслуженным признанием зрителей, специалистов и коллекционеров. К таким художникам можно отнести Николая Сверчкова и Леонида Соломаткина. Яркая и неповторимая эпоха середины XIX - начала XX веков стала для русской жанровой живописи периодом подлинного расцвета. Выставка жанровых произведений из частных собраний, где выразительно представлены мастера нескольких поколений и разной творческой ориентации - от Пимена Орлова, последователя школы Брюллова, до плэнеристов Лаховского и Костанди - дает редкую возможность увидеть их картины вне научной, умозрительной системы, которой неизбежно подчиняются музейные экспозиции. Только так, в общем художественном контексте, и можно объективно представить русскую жанровую живопись во всем ее тематическом и стилистическом многообразии.
26 апреля в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка "". Экспозиция включает 27 живописных работ. Жанровая живопись всегда пользовалась большой популярностью у собирателей. Знаменательным представляется то, что именно с жанровых картин начинались две самых значимых для русской культуры коллекции - Павла Третьякова и императора Александра III, составившие основу Третьяковской галереи и Русского музея соответственно. В 1856 Третьяков году купил полотно Василия Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами", а Александр III, будучи еще наследником, приобрел в 1864 году работу Ивана Келера-Вилианди "Итальянская девочка, черпающая воду". Тогда же крупнейший критик Владимир Стасов уверенно заявил: "Все будущее нашей художественной школы лежит в нынешних так называемых жанрах и жанристах". В России познакомились с европейским бытовым жанром в начале XVIII века, когда Петр I и его сподвижники стали закупать в Голландии картины для украшения своих дворцов. И в дальнейшем "малые голландцы" пользовались в России успехом, став предметом страстного коллекционирования. Сложнее обстояло дело с формированием национальной школы жанровой живописи, которая могла возникнуть лишь на фоне развитой общественной жизни. Поражение России в Крымской войне, смерть Николая I и воцарение Александра II, взявшего курс на либеральные реформы, резко изменили как общественно-политическую, так и культурную ситуацию в стране, способствуя зарождению нового русского искусства. На смену романтизму пришел критический реализм, сформировался тип "шестидесятника", переживающего все общественные несправедливости как личные. Полотна Василия Перова, Фирса Журавлева, Василия Пукирева, Иллариона Прянишникова пробуждали в зрителе чувства возмущения, сострадания и протеста. Эта порой гипертрофированная критичность, нежелание замечать иные аспекты жизни, кроме дурных, были "болезнью" быстрого роста, страстным желанием уподобить живопись по общественной значимости литературе. В 1863 году четырнадцать учеников-академистов, в числе которых был и представленный на выставке Константин Маковский, воспользовались формальным предлогом и демонстративно вышли из Академии. Они образовали петербургскую Артель художников, построенную на началах бытовой коммуны, хотя сама Академия к тому времени была вполне либеральной и даже поощряла остросоциальные сюжеты (в 1863 Пукирев получил звание профессора за картину "Неравный брак"). Кризис "шестидесятничества" был преодолен рождением в 1870 году первого успешного идейно-коммерческого объединения живописцев - Товарищества передвижных художественных выставок. Его основатели, среди которых был и "шестидесятник" Прянишников, представленный на выставке типичной для него однофигурной композицией "Пряха", переосмыслили и развили плодотворные стороны предшествующего периода. Вскоре тон в Товариществе стали задавать молодые реалисты во главе с Ильей Репиным. Разница между ними и "шестидесятниками" была в их внутреннем мироощущении. Молодежь глядела на жизнь шире, не гнушаясь романтических тем и живописной раскованности. Благодаря этому поколению реалистическое направление заняло ведущие позиции в художественной жизни России и завоевало признание не только публики, но и Императорского двора. Многие передвижники, поначалу с презрением относившиеся к чинам и орденам, со временем превратились в респектабельных профессоров. К 1890-м годам по своей образности и натуралистичности полотна многих членов Товарищества сближаются с академическим жанром, который не оставался безучастным к открытиям передвижников, особенно после того, как виднейшие из них в 1893 году возглавили учебные мастерские в Академии. Примером этому служит творчество Ивана Пелевина - талантливого жанриста и исторического живописца, активного участника академических выставок. Его работа "В избе" могла бы быть экспонирована у передвижников, в то время как решенная с большим юмором картина члена ТПХВ Константина Савицкого "Охотники" украсила бы любую выставку в Академии. К середине 1890-х годов передвижничество вырождается в своеобразный "академизм". Старшее поколение передвижников с трудом сдерживает натиск молодых членов объединения, ищущих иных тем и средств выражения, идущих на смелые эксперименты, связанные с импрессионизмом. Овладение пленером дает передвижническому жанру новое дыхание. Работы Кириака Костанди ("Варят варенье") и Арнольда Лаховского ("В сапожной мастерской") характеризуют последний период в развитии жанра, отмеченный, как и прежде, значительными творческими достижениями. Много лет Товарищество передвижников противостояло салонно-академическому искусству с его апологией классических форм и эстетства. Картина Степана Бакаловича "Послание" - образец подобной живописи, где художник демонстрирует тонкое чувство стиля и профессиональное мастерство. Творчество влюбленного в античность Бакаловича очаровало даже главного покровителя передвижников - Третьякова, купившего его работу. Разбираясь в перипетиях художественной жизни второй половины XIX - начала XX веков, наполненной деятельностью шумных и амбициозных группировок, нельзя упускать из виду мастеров, стоявших в стороне от борьбы за зрителя и покупателя и просто профессионально занимавшихся любимым делом. Не у всех судьбы сложились благополучно, но ныне их картины пользуются заслуженным признанием зрителей, специалистов и коллекционеров. К таким художникам можно отнести Николая Сверчкова и Леонида Соломаткина. Яркая и неповторимая эпоха середины XIX - начала XX веков стала для русской жанровой живописи периодом подлинного расцвета. Выставка жанровых произведений из частных собраний, где выразительно представлены мастера нескольких поколений и разной творческой ориентации - от Пимена Орлова, последователя школы Брюллова, до плэнеристов Лаховского и Костанди - дает редкую возможность увидеть их картины вне научной, умозрительной системы, которой неизбежно подчиняются музейные экспозиции. Только так, в общем художественном контексте, и можно объективно представить русскую жанровую живопись во всем ее тематическом и стилистическом многообразии.