Эрмитаж в Санкт-Петербурге является не только вторым по величине художественным музеем в мире, но и славится единственным последним автоматоном 18-го века в полностью функционирующем состоянии. Музей был основан в 1764 году, когда Екатерина Великая, императрица России, приобрела коллекцию картин у берлинского купца, чтобы открыть галерею.
Одной из жемчужин коллекции являются часы Павлин, разработанные Джеймсом Коксом. Это великолепное произведение автоматного искусства 18-го века. На часах представлены 3 механические птицы в натуральную величину, которые двигаются и действуют как настоящие птицы. В клетке есть павлин, петушок и сова, которые наиболее заметны среди других лесных животных и таких элементов, как белка, ветви деревьев и грибы. Системы часофикации Павлина поражают посетителей музей. Лицезреть механизм в действии можно по средам, в 19.00.
Как работают часы Павлин?
Дизайнер часов, Джеймс Кокс, был ювелиром и жил во второй половине 18-го века. Он создал так много автоматов птиц и животных, что в конечном итоге открыл свой собственный музей под названием Spring Gardens (в Лондоне). Чтобы финансировать экспонаты для музея, Кокс организовал лотереи в Дублине и Лондоне.
Примерно в это же время Эрмитаж Екатерины Великой собирал экспонаты для музея. Когда творения Джеймса Кокса были доведены до ее сведения, она была поражена. Она заказала гигантские автоматические часы для Эрмитажа. Чтобы сделать изделие в кратчайшие сроки, используя как можно меньшее количество финансов, Кокс модифицировал существующую структуру павлина из своей более ранней лотереи. Часы используются, чтобы представить конец ночи и начало дня и, следовательно, создают очень драматическое шоу. Сова в клетке поворачивает голову под перезвонную музыку, после чего павлин очень грациозно двигает хвостом, чтобы показать свой позолоченный веер перьев. Наконец, петушок кричит, чтобы обозначить конец шоу. Циферблат часов скрытно отображается на головке гриба. Кокс воспользовался помощью немецкого кузнеца, который изготовил часы в Лондоне. Именно они были отправлены в Россию по частям и cобраны Иваном Кулибиным.