Мемориальная портретная живопись — древнее искусство, но до появления фотографии только богатые люди могли позволить себе заказывать скульптуры или картины с изображениями самих себя. Фотография впервые в истории сделала портретную живопись доступной для обычных людей.
Традиция установки изображений фотографий на памятники зародилась в США ещё в 19 веке. Американцы начали прикреплять фотографии к надгробиям со времен, когда появиласть технология дагерротипа, процесса, при котором свет подвергался воздействию металлических пластин с серебряным покрытием в результате чего проецировалось изображение.
Но эмалевые фотографии оказались гораздо более долговечными. В 1854 году два французских изобретателя запатентовали способ фиксации фотографического изображения на эмали или фарфоре путем обжига его в печи. Эти «эмали» использовались для домашнего просмотра вплоть до 20-го века, когда их заменили более удобные бумажные фотографии.
Современные овалы на памятники вы можете посмотреть на https://uraloval.ru/
Появление керамических фотографий на надгробиях
Обычай прикреплять керамические фотографии к надгробиям распространился по всей Южной и Восточной Европе и Латинской Америке. В конце 19-го и начале 20-го веков итальянские и еврейские иммигранты принесли эту практику в Соединенные Штаты.
"Керамические фотопортреты" представляют собой первый период в истории производства надгробий в Европе и Соединенных Штатах, когда интенсивная персонализация стала доступной каждому на широкой основе. В течение первого десятилетия 1900-х годов «Нетленные фарфоровые портреты Лиможа, которые сохраняют черты умершего...» при цене «11,20 доллара за фотографию, сделанную из мрамора, и 15,75 доллара за один набор из гранита» стали очень популярны, эти портреты «конкурировали со стоимостью многих участков захоронения». Но цены были дешевыми по сравнению со стоимостью скульптуры.
В России распространение керамические фото на надгробиях получили после революции, т.к. раньше церковь активно препятствовала подобной практике.
Сегодня ремесленники по-прежнему изготавливают эмалевые фотографии, но процесс значительно изменился. Мастера начала 20-го века использовали хлориды или нитраты золота, платины, палладия и иридия — стабильные металлы, которые сопротивлялись вырождению от тепла, солнечного света и других химических веществ и придавали фотографиям оттенок сепии. Эти портреты могли просуществовать более 100 лет. Современные ремесленники больше не используют драгоценные металлы, что сделало бы их изделия непомерно дорогими.
Сегодня актуальной технологией является цифровая горячая деколь – метод нанесения изображения на фарфор или металлокерамику.