История с бородой

04.06.2007

В питерском музее воспели главный символ свободного человека В государственном Музее истории религии открылась необычная выставка "Борода в мировой культуре". Для того чтобы отдать должное чисто мужскому "украшению", нашелся замечательный повод - в 2007 году исполняется 285 лет со времени опубликования указа Петра I "О брадобритии". Главными участниками акции стали художники-митьки под руководством Дмитрия Шагина. Сотрудники Музея истории религии напирают на социо-культурный аспект экспозиции. Как говорит старший научный сотрудник Ксения Чекадонова, один из самых интересных аспектов связан с осмыслением места бороды и отношения к ней в разных культурных традициях. Борода демонстрировала статус того, чье лицо украшала. Искусственные бородки египетских фараонов были знаком их высокого положения. Персидские цари носили окладистые, крашенные хной, завитые бороды. Борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. В древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школе. Иногда она затмевала ее носителя, и тогда древние говорили: "Бороду вижу, философа - нет". В допетровское время борода была символом верности русской старине и обычаям. Она служила знаком отличия русского человека от латинянина, православного - от католика. Стоглавый собор, который проходил в 1551 году при деятельном участии Ивана Грозного, осудил "подсечение и пострижение брад". "Реформы Петра I изменили жизнь русского человека, - заявил "НИ" Дмитрий Шагин. - Среди новшеств, введенных Петром, было ношение иноземного платья, участие в ассамблеях с танцами, бритье бород и многие другие пришедшие из Европы обычаи, и все это продолжается уже 285 лет. Разве не здорово? Но лично я бы от бороды не отказался никогда. Это важнейший феномен нашей художественной, мужской и вообще, митьковской жизни". Дмитрий Шагин признался, что считает всех бородачей митьками. "Борода - необходимая принадлежность свободного человека, - говорит Шагин. - Еще, конечно, свободному человеку нужна тельняшка. В давние времена оскорбление, нанесенное бороде, могло стать поводом для кровной мести. Митьки традиций кровной мести не одобряют, но считают, что нельзя человека обзывать. Конечно, прискорбно, если у человека нет бороды, но это легко можно исправить, перестав по утрам скоблить щеки". Первое покушение власти на бороды произошло в 1705 году, когда был опубликован указ "О брадобритии", повелевающий ".чтоб впредь с сего . Великого Государева указа бороды и усы брили". Петр I ввел ежегодную пошлину на бороду. Растительность на лицах бородачей сослужила казне хорошую службу. Плата за нее составляла от 30 до 100 рублей. Заплативший получал в Земском приказе медный знак с изображением на лицевой стороне усов и бороды. Правила ношения бороды окончательно были определены Петром I несколькими указами в 1722 году. Полная реабилитация бороды произошла лишь при Александре III, вступившем на престол в 1881 году и который, подчеркивая верность обычаям предков, сам носил бороду. С этого же года всем генералам и офицерам разрешили носить бороду; в то же время нижним чинам гвардии и гренадерских полков брить ее запретили. "Такой выставки в России еще ни разу не было, - рассказывает "НИ" Дмитрий Шагин. - Бороду подняли на государственную высоту! Народ валом валит, а мы рады. Ведь митьки - рыцари бороды. Природа всегда лучше знает, чему расти, а чему нет". Митьки вместе с музеем не собираются ограничивать пространство прославления бороды одним только Петербургом. Скоро выставка уедет в финский Тампере. "Там отличный музей Ленина, а он же был бородач. Пустили бы Маркс с Лениным свою энергию в доброе русло, были бы настоящими митьками", - вздыхает Дмитрий Шагин. Митьки даже показали, как это могло бы выглядеть: нарисовали портреты авторов коммунистических идей в тельняшках - приличные люди получились! НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург

20:51 08.01.2009 | Просмотры: 336