Несколько выпавшая из внимания художников и критиков одна из первых галерей современного искусства "Риджина" снова заявила о себе. Переехав в арт-центр "Винзавод", она как бы начинает с чистого листа. Такова же и ее первая выставка - проект художника и писателя Павла Пепперштейна "Город Россия". Концептуалист, сын концептуалиста (его отец - известный художник Виктор Пивоваров), он предлагает абсолютно "охранительское" решение. Обеспокоенный разрушением памятников истории и культуры, а также варварской застройкой новоделами обеих столиц (административно-политической Москвы и культурной - Петербурга), он выносит на высочайшее рассмотрение проект основания новой столицы. Официальное письмо-проект было им направлено президенту РФ и мэрам обеих столиц. Новую же столицу, дабы никому не было обидно, художник предлагает заложить на середине Николаевской железной дороги, где-нибудь в районе Бологого или Вышнего Волочка. То, что в новые времена и в новых обстоятельствах основывают новые столицы, известно давно. Собственно, и сам Петербург возник таким же образом. Вспомним и другие примеры - спроектированную и построенную в конце 1950-х Лучо Коста и Оскаром Нимейером новую столицу Бразилии - город Бразилиа. Вполне очевидно, что эту тавтологию - поименовать город по названию страны - взял на вооружение и концептуалист Пепперштейн. Продолжим дальше: относительно недавно появившаяся новая столица Казахстана Астана. Впрочем, что говорить о зарубежном опыте? У нас и свой имеется. Во время Второй мировой войны столицу СССР предполагалось перенести в Куйбышев, нынешнюю Самару. Где уже все было для этого подготовлено: от грандиозного плаца для парадов (он и на сегодняшний день считается самым большим в мире) до огромного Дворца культуры и самого глубокого, тоже в мире, бомбоубежища (понятно, что для правительства). Таким образом, прецедентов и примеров хватает. Надо заметить, что новая столица Россия насыщена художественными и культурологическими отсылками до предела. И даже по нескольким ви дам идентифицировать ее не составляет особого труда. Понятен разноцветный небоскреб "Башня Кандинского", так же, как купол-"матрешка", накрывающий весь город. Небоскреб "Пирамида" - поклон конструктивисту 20-х Леонидову, "танцующие" в воздухе над столицей дома-"бабы" - одновременно омаж и автору "Вихря", живописцу Малявину, и радикальному проектанту Крутикову, изобретателю парящих небоскребов. Правда, не все понятно с Домом правительства. "Черный квадрат" Малевича, разумеется, знаковое произведение. Однако при переводе его в трехмерный объем он провоцирует отсылки к совсем иному региону, с другим температурным режимом и конфессиональным климатом. Тут, конечно, нужна доработка проекта. Так же, как и небоскреб "Гора-пьяница". Если этот планшет снабдить "правильной" подписью: на месте этой горы был вырыт котлован для фундамента будущей столицы, то экспертная комиссия (если таковая будет) наверняка это примет. Ведь понятно, что в будущем подобным явлениям не место.Конечно же, проект Павла Пепперштейна в известной мере напоминает "квази-уно-идею" великого комбинатора, рассказанную Ильфом и Петровым. Однако у этих новых "Нью-Васюков", как кажется, совсем другая мораль. Стенания армии краеведов, искусствоведов и историков архитектуры по поводу варварского обращения с обеими столицами (впрочем, Петербургу пока еще везет) не доходят до власть предержащих. Может быть, хоть смех дойдет.Михаил Боде
Несколько выпавшая из внимания художников и критиков одна из первых галерей современного искусства "Риджина" снова заявила о себе. Переехав в арт-центр "Винзавод", она как бы начинает с чистого листа. Такова же и ее первая выставка - проект художника и писателя Павла Пепперштейна "Город Россия". Концептуалист, сын концептуалиста (его отец - известный художник Виктор Пивоваров), он предлагает абсолютно "охранительское" решение. Обеспокоенный разрушением памятников истории и культуры, а также варварской застройкой новоделами обеих столиц (административно-политической Москвы и культурной - Петербурга), он выносит на высочайшее рассмотрение проект основания новой столицы. Официальное письмо-проект было им направлено президенту РФ и мэрам обеих столиц. Новую же столицу, дабы никому не было обидно, художник предлагает заложить на середине Николаевской железной дороги, где-нибудь в районе Бологого или Вышнего Волочка. То, что в новые времена и в новых обстоятельствах основывают новые столицы, известно давно. Собственно, и сам Петербург возник таким же образом. Вспомним и другие примеры - спроектированную и построенную в конце 1950-х Лучо Коста и Оскаром Нимейером новую столицу Бразилии - город Бразилиа. Вполне очевидно, что эту тавтологию - поименовать город по названию страны - взял на вооружение и концептуалист Пепперштейн. Продолжим дальше: относительно недавно появившаяся новая столица Казахстана Астана. Впрочем, что говорить о зарубежном опыте? У нас и свой имеется. Во время Второй мировой войны столицу СССР предполагалось перенести в Куйбышев, нынешнюю Самару. Где уже все было для этого подготовлено: от грандиозного плаца для парадов (он и на сегодняшний день считается самым большим в мире) до огромного Дворца культуры и самого глубокого, тоже в мире, бомбоубежища (понятно, что для правительства). Таким образом, прецедентов и примеров хватает. Надо заметить, что новая столица Россия насыщена художественными и культурологическими отсылками до предела. И даже по нескольким ви дам идентифицировать ее не составляет особого труда. Понятен разноцветный небоскреб "Башня Кандинского", так же, как купол-"матрешка", накрывающий весь город. Небоскреб "Пирамида" - поклон конструктивисту 20-х Леонидову, "танцующие" в воздухе над столицей дома-"бабы" - одновременно омаж и автору "Вихря", живописцу Малявину, и радикальному проектанту Крутикову, изобретателю парящих небоскребов. Правда, не все понятно с Домом правительства. "Черный квадрат" Малевича, разумеется, знаковое произведение. Однако при переводе его в трехмерный объем он провоцирует отсылки к совсем иному региону, с другим температурным режимом и конфессиональным климатом. Тут, конечно, нужна доработка проекта. Так же, как и небоскреб "Гора-пьяница". Если этот планшет снабдить "правильной" подписью: на месте этой горы был вырыт котлован для фундамента будущей столицы, то экспертная комиссия (если таковая будет) наверняка это примет. Ведь понятно, что в будущем подобным явлениям не место.Конечно же, проект Павла Пепперштейна в известной мере напоминает "квази-уно-идею" великого комбинатора, рассказанную Ильфом и Петровым. Однако у этих новых "Нью-Васюков", как кажется, совсем другая мораль. Стенания армии краеведов, искусствоведов и историков архитектуры по поводу варварского обращения с обеими столицами (впрочем, Петербургу пока еще везет) не доходят до власть предержащих. Может быть, хоть смех дойдет.Михаил Боде