Выставка "Русская идея" в галерее XL относится к редкому, но неожиданно набирающему популярность жанру - дидактическому. Вспомним выставку "Верю", на которой десяток художников должен был высказаться - и высказался - по поводу смысла жизни. Игорь Макаревич и Елена Елагина - уважаемые художники, сознательные концептуалисты, живые классики современного отечественного искусства, - конечно, могут, а возможно, и обязаны выступать серьезно, философски, призывать познавать истину. Выставка состоит из нескольких объектов. Портреты двенадцати (апостольское число) русских философов, думавших об особом пути русского народа, рядом с каждым - красиво выеденная горбушка черного хлеба на подставочке (издали видится поминальным крестом). Дубовый шкаф, наполненный брусками ржаных буханок. Два памятника этим буханкам в натуральную величину, выполненных в металле. Холм родной земли в углу свежевыбеленного зала галереи. Металлическая конструкция, символизирующая, по словам авторов, философский пароход, на котором молодая советская власть вывезла из страны русских мыслителей, а также лестницу в небо и тюремную решетку. Еще одна составляющая выставки - это текст-призыв, просто "Не могу молчать!". О том, что русская идея - это "не невроз уникальности", а соборность - свойство русского народа, что изгнанная на многие десятилетия из нашего обихода русская философская мысль "возвращается как путеводная звезда". Если и возвращается, то зрители, можно предположить, к этому пришествию не вполне готовы. Из двенадцати философов среднеграмотный зритель опознает не всех. Соловьев, Бердяев, Циолковский, а вот граф Уваров - это уже трудно. Или почему среди них портрет авантюриста Гробового - в качестве антихриста, что ли? Все это как-то странно, но уважение к авторам заставляет задуматься, попытаться разобраться в их замысле и послании. Может быть, думаешь, это ирония, да нет, вроде все действительно серьезно. Самое странное, что при пугающем напоре сопутствующих ей идей выставка Макаревича и Елагиной внешне очень привлекательна. Такая аккуратная, чистенькая, стильная, выдерживает множество разговоров и трактовок. Так и кажется, что создана она исключительно на экспорт, чтобы предъявить европейцам пугающую русскую идею в доступной и приятной форме. Для европейцев ведь русская идея - экзотика, труднопознаваемое проявление непознаваемой русской души. Для обычного русского человека, рискну предположить, - страшилка. Как начнут говорить о соборности - так сразу вспоминаешь лагеря и колхозы, общие работы и эти самые буханки, не лучшее изобретение отечественной кулинарии. Возможно, что авторы об экспорте не думали, а как раз хотели пробудить в нашем зрителе мысль, тревогу, совесть. Взяли на себя неблагодарную ношу, выступили в роли моральных авторитетов. Но зрители к этому не готовы. Национальную русскую идею вот уже несколько лет пытаются искать на самых разных уровнях, даже, помнится, специальную комиссию собрали. И то не нашли.
Выставка "Русская идея" в галерее XL относится к редкому, но неожиданно набирающему популярность жанру - дидактическому. Вспомним выставку "Верю", на которой десяток художников должен был высказаться - и высказался - по поводу смысла жизни. Игорь Макаревич и Елена Елагина - уважаемые художники, сознательные концептуалисты, живые классики современного отечественного искусства, - конечно, могут, а возможно, и обязаны выступать серьезно, философски, призывать познавать истину. Выставка состоит из нескольких объектов. Портреты двенадцати (апостольское число) русских философов, думавших об особом пути русского народа, рядом с каждым - красиво выеденная горбушка черного хлеба на подставочке (издали видится поминальным крестом). Дубовый шкаф, наполненный брусками ржаных буханок. Два памятника этим буханкам в натуральную величину, выполненных в металле. Холм родной земли в углу свежевыбеленного зала галереи. Металлическая конструкция, символизирующая, по словам авторов, философский пароход, на котором молодая советская власть вывезла из страны русских мыслителей, а также лестницу в небо и тюремную решетку. Еще одна составляющая выставки - это текст-призыв, просто "Не могу молчать!". О том, что русская идея - это "не невроз уникальности", а соборность - свойство русского народа, что изгнанная на многие десятилетия из нашего обихода русская философская мысль "возвращается как путеводная звезда". Если и возвращается, то зрители, можно предположить, к этому пришествию не вполне готовы. Из двенадцати философов среднеграмотный зритель опознает не всех. Соловьев, Бердяев, Циолковский, а вот граф Уваров - это уже трудно. Или почему среди них портрет авантюриста Гробового - в качестве антихриста, что ли? Все это как-то странно, но уважение к авторам заставляет задуматься, попытаться разобраться в их замысле и послании. Может быть, думаешь, это ирония, да нет, вроде все действительно серьезно. Самое странное, что при пугающем напоре сопутствующих ей идей выставка Макаревича и Елагиной внешне очень привлекательна. Такая аккуратная, чистенькая, стильная, выдерживает множество разговоров и трактовок. Так и кажется, что создана она исключительно на экспорт, чтобы предъявить европейцам пугающую русскую идею в доступной и приятной форме. Для европейцев ведь русская идея - экзотика, труднопознаваемое проявление непознаваемой русской души. Для обычного русского человека, рискну предположить, - страшилка. Как начнут говорить о соборности - так сразу вспоминаешь лагеря и колхозы, общие работы и эти самые буханки, не лучшее изобретение отечественной кулинарии. Возможно, что авторы об экспорте не думали, а как раз хотели пробудить в нашем зрителе мысль, тревогу, совесть. Взяли на себя неблагодарную ношу, выступили в роли моральных авторитетов. Но зрители к этому не готовы. Национальную русскую идею вот уже несколько лет пытаются искать на самых разных уровнях, даже, помнится, специальную комиссию собрали. И то не нашли.