"Фотоюзинг" Н.Цехомской (С.-Петербург) в Приморской картинной галерее

27.01.2007

Современная фотография - это сложный и неоднозначный мир, где остановленное мгновение не только суровый выбор тем и документальный реализм, но и реальность, соединенная с неким непостижимым процессом бытия, так разнообразно постигаемая художниками и удивительно претворенная в их работах. С момента своего изобретения фотография вела постоянную борьбу за право называться искусством. Сегодня же фотографы прочно вошли в пространство современного искусства и полноправно выступают в нем как художники. Свободные от оков вмененных обществом определенных обязанностей документалистики, которые долгое время ограничивали рамки фотографии, современные фотохудожники используют различные технические приемы, раскрывая новые выразительные возможности фотоматериалов, постигая заложенные в них уникальные изобразительные эффекты. Персональная выставка санкт-петербургской фотохудожницы Наталии Цехомской в Приморской государственной картинной галерее - это попытка показать с помощью "фотоюзинга" окружающий нас удивительный мир, возможность прикоснуться к мгновениям, каждое из которых стало частью наших жизней, проникнуть в то тайное, что сокрыто в нашей сложной, тонкой и хрупкой реальности. О работах Наталии хочется говорить как о явлении, которое не ограничивается решением чисто декоративных задач и профессиональным мастерством. Eё творческой самобытности практически нет аналогов в современном Петербурге. Отнести ее творчество к какому-то жанру или виду также не представляется возможным, как невозможно предугадать, какими работами она нас удивит завтра. В своем творчестве художница постоянно меняется, как меняется окружающий нас непредсказуемый мир, как возникают неожиданные эффекты в процессе фотоэмульсии . Представленные в экспозиции работы выполнены в различное время и относятся к разным сериям, что вполне закономерно позволяет нам назвать выставку ретроспективной. Технические приемы, в которых работает художница, классифицировать не так просто. Сама Наталия предлагает термины "аргентография" и "синография" . С помощью этих методов она и открывает нам другую реальность некогда неожиданно открытую для себя в процессе технических экспериментов, неожиданных решений и художнических размышлений. Уникальные изобразительные возможности фотопроцесса, позволяют художнице дорабатывать черно-белые произведения с помощью масляной краски и пастели. Так рождается творимый автором мир. Портреты с выставки рассказывают нам о людях, захвативших ее своей судьбой. В них ее привлекает не столько внешность, сколько внутренний духовный мир. Каждый портрет - это рассказ о судьбе человека. Из них она слагает большую книгу о жителях Петербурга, их радостях и печалях, будь то портрет Ленины Никитиной вызывающий ассоциации с житийной иконой, портрет писателя Радия Погодина, покоряющий своим проницательным взглядом, или дама из старинного семейного альбома на фоне промышленного пейзажа с разрушающимся зданием. Из них и складывается образ времени, пласт петербургской культуры, вырисовывается судьба города и его жителей в соотнесении эпох. "Аргентографии" художницы - это полу-абстрактные или абстрактные композиции, непохожие друг на друга, полные динамики, музыкальности и цветовой градации. Невозможность контролировать фотопроцесс этого метода до конца делает его результат непредсказуемым. Как говорит Наталия: "В самой фотоэмульсии происходят загадочные вещи. Как будто в фотопроцесс вмешиваются еще какие-то таинственные силы. Самореализация эмульсии таит в себе что-то мистическое". "Синографии", названные художницей "матриконами", представляют собой листы фотобумаги, на которые с помощью матрицы печатаются изображения с нескольких негативов. Так рождаются сложные композиции, где за декоративностью и сюжетом открываются тайные смыслы, позволяющие нам постичь и почувствовать кратковременность жизни, воскресить в памяти собственные переживания. Неся мощный духовный импульс, ее работы требуют общения, естественно живут в интерьере, "в них есть длительность открытия, они не надоедают хозяевам, а благодаря необычной технике сразу привлекают внимание гостей. Так что я уверена в их будущем", - говорит художница. Фотоюзинг - метод, использующий фотоматериалы. Фотоэмульсия - желатин, в который введены соли серебра, реагирующие на свет и при определенной химической обработке проявляющие заданное изображение. Аргентография - в основе термина лежит слово "аргентум", т.е. серебро, соли которого являются основой химических процессов, происходящих в слое фотоэмульсии при получении черно-белого изображения. При создании произведения методом аргентографии фотокамера не используется. Изображение получается при работе непосредственно с эмульсионным слоем. Синография - в основе термина лежат два греческих слова "syn" - вместе и "graphus" - изображение. То есть несколько изображений вместе создают единый образ. Для объединения этих изображений используется матрица, конфигурация которой также несет смысловую нагрузку. Изображение печатается с нескольких негативов на один лист фотобумаги с помощью матрицы. Затем изображение можно доработать с помощью красок или других техник, или оставить черно-белым, в зависимости от задачи. Алёна Даценко, искусствовед

20:51 08.08.2008 | Просмотры: 267