В Эрмитаж, в рамках проекта "Выставка одной картины", прибыло полотно Питера Пауля Рубенса "Голова Медузы" (1617-1618) из собрания Художественно-исторического музея Вены. К ее отличительным чертам можно отнести сравнительно небольшой размер. И сюжет, который назвать привлекательным и тем более приятным нельзя. После этих слов у многих может возникнуть вопрос стоит ли идти в музей, известный своим обширным собранием работ фламандского мастера (кстати, изображение Медузы в Эрмитаже имеется, если присмотреться, то ее голову можно найти на полотне "Персей и Андромеда"), для того чтобы посмотреть на это произведение? Ответ один - да, стоит. Во-первых, придя на эту выставку, зритель откроет для себя Рубенса. Откроет, что кисти великого живописца был подвластен не только танец жизни, который олицетворяют его вакханалии, но и смерти. А вместо привычного тепла рубенсовской живописи холодную синеву первоначального колорита, освобожденную из золотого плена старого лака. К тому же в этой скромной на вид картине ключ к пониманию эпохи барокко. Так, что воспринимать этот макабрический натюрморт, лишь как прототип современных фильмов ужасов не стоит. На протяжении столетий история Персея, греческого героя прервавшего антиобщественную художественную деятельность младшей из сестер Горгон (как известно, любого обратившего на нее взор, она в свою очередь обращала в каменную статую), привлекала внимание художников. Но только в эпоху барокко мастера уделяли такое внимание самой Медузе. Изображения Медузы выходят из-под кисти главных живописцев эпохи Рубенса и Караваджо, и из-под резца величайшего скульптора - Бернини. В камень зрителей они, конечно, не обращают, но кратковременное оцепенение даже у современной весьма искушенной публики вызвать могут. Барокко - время, когда ценилось все необычное и странное. Время, когда художники стремились вызвать в сердце зрителя трепет. Трепет восторга и ужаса одновременно. В данном случае восторг вызывает мастерство живописца, а ужас сам предмет изображенный им. Наравне с диковинным, жители эры барокко ценили превращения и мистификации. Причудливый предмет сам по себе привлекает внимание, но если он к тому же является не тем, чем кажется на первый взгляд, то в то время был бы оценен особенно высоко. Так Медуза согласно одному из мифов некогда была прекрасной девушкой, которую то ли за красоту, то ли за гордыню капризные и мстительные олимпийские боги обратили в чудовище. Похоже, художник руководствовался именно этой легендой так, как даже искаженное смертью лицо Медузы несет печать былой красоты. Итак, перед нами мертвая голова Медузы - но сплетающиеся в кольца зловещего вида змеи (правда, согласно мнению специалистов Рубенс в основном изобразил вполне безобидных ужей), ставшие по воле богов ее волосами живы. Извивающиеся клубки разноцветных гадов наводят на мысль, что меч Персея открыл путь последнему превращению Медузы. Проклятие спало. Змеи уползают прочь. Оказывается под печально известным змеиным париком, скрывались золотистые локоны. Но и сама Медуза не так мертва, как кажется на первый взгляд. На картине из крови Медузы рождаются новые змеи, согласно мифу из капель ее крови появились крылатый конь Пегас и великан Хризаор. "Голова Медузы" была предназначена не для картинной галереи. Подобные произведения экспонировались в кабинетах редкостей. Кто был заказчиком этого шокирующего полотна установить, пока не удалось. Однако известно, что к 1635 году она находилась в коллекции герцога Бэкингема, сына персонажа "Трех мушкетеров", который вполне вероятно и заказал ее. Также есть версия, что некоторое время картина могла находиться в руках английского короля Карла I. Чья история продемонстрировала миру, что головы теряют не только сказочные чудовища, но и недальновидные монархи. (с) Музеи России Пресс-релиз музея: http://www.museum.ru/N31449
В Эрмитаж, в рамках проекта "Выставка одной картины", прибыло полотно Питера Пауля Рубенса "Голова Медузы" (1617-1618) из собрания Художественно-исторического музея Вены. К ее отличительным чертам можно отнести сравнительно небольшой размер. И сюжет, который назвать привлекательным и тем более приятным нельзя. После этих слов у многих может возникнуть вопрос стоит ли идти в музей, известный своим обширным собранием работ фламандского мастера (кстати, изображение Медузы в Эрмитаже имеется, если присмотреться, то ее голову можно найти на полотне "Персей и Андромеда"), для того чтобы посмотреть на это произведение? Ответ один - да, стоит. Во-первых, придя на эту выставку, зритель откроет для себя Рубенса. Откроет, что кисти великого живописца был подвластен не только танец жизни, который олицетворяют его вакханалии, но и смерти. А вместо привычного тепла рубенсовской живописи холодную синеву первоначального колорита, освобожденную из золотого плена старого лака. К тому же в этой скромной на вид картине ключ к пониманию эпохи барокко. Так, что воспринимать этот макабрический натюрморт, лишь как прототип современных фильмов ужасов не стоит. На протяжении столетий история Персея, греческого героя прервавшего антиобщественную художественную деятельность младшей из сестер Горгон (как известно, любого обратившего на нее взор, она в свою очередь обращала в каменную статую), привлекала внимание художников. Но только в эпоху барокко мастера уделяли такое внимание самой Медузе. Изображения Медузы выходят из-под кисти главных живописцев эпохи Рубенса и Караваджо, и из-под резца величайшего скульптора - Бернини. В камень зрителей они, конечно, не обращают, но кратковременное оцепенение даже у современной весьма искушенной публики вызвать могут. Барокко - время, когда ценилось все необычное и странное. Время, когда художники стремились вызвать в сердце зрителя трепет. Трепет восторга и ужаса одновременно. В данном случае восторг вызывает мастерство живописца, а ужас сам предмет изображенный им. Наравне с диковинным, жители эры барокко ценили превращения и мистификации. Причудливый предмет сам по себе привлекает внимание, но если он к тому же является не тем, чем кажется на первый взгляд, то в то время был бы оценен особенно высоко. Так Медуза согласно одному из мифов некогда была прекрасной девушкой, которую то ли за красоту, то ли за гордыню капризные и мстительные олимпийские боги обратили в чудовище. Похоже, художник руководствовался именно этой легендой так, как даже искаженное смертью лицо Медузы несет печать былой красоты. Итак, перед нами мертвая голова Медузы - но сплетающиеся в кольца зловещего вида змеи (правда, согласно мнению специалистов Рубенс в основном изобразил вполне безобидных ужей), ставшие по воле богов ее волосами живы. Извивающиеся клубки разноцветных гадов наводят на мысль, что меч Персея открыл путь последнему превращению Медузы. Проклятие спало. Змеи уползают прочь. Оказывается под печально известным змеиным париком, скрывались золотистые локоны. Но и сама Медуза не так мертва, как кажется на первый взгляд. На картине из крови Медузы рождаются новые змеи, согласно мифу из капель ее крови появились крылатый конь Пегас и великан Хризаор. "Голова Медузы" была предназначена не для картинной галереи. Подобные произведения экспонировались в кабинетах редкостей. Кто был заказчиком этого шокирующего полотна установить, пока не удалось. Однако известно, что к 1635 году она находилась в коллекции герцога Бэкингема, сына персонажа "Трех мушкетеров", который вполне вероятно и заказал ее. Также есть версия, что некоторое время картина могла находиться в руках английского короля Карла I. Чья история продемонстрировала миру, что головы теряют не только сказочные чудовища, но и недальновидные монархи. (с) Музеи России Пресс-релиз музея: http://www.museum.ru/N31449