Среди новых экспозиций, созданных Соловецким музеем-заповедником в 2004-2006 гг., особое место занимает экспозиция "Ризницы Русского Севера". Она разместилась в историческом пространстве, где с 1602 года (расширено в 1797 и в 1831 гг.) находилась знаменитая ризница Соловецкого монастыря, прекратившая свое существование после его закрытия в 1920 г. Особое значение музейной экспозиции, построенной в помещении бывшей монастырской ризницы, обусловлено не только ее обширными размерами (около 300 кв. м.), высоким уровнем используемых презентационных технологий и центральным для всего комплекса местоположением. Вводный раздел новой музейной экспозиции позволяет отчасти представить и оценить, сколь велики были потери, понесенные нашей культурой в результате революционных баталий. Экспонируется карта монастырей Русского Севера начала XX века. В каждом из них была своя ризница. Все они, кроме ризницы Псково-Печерского монастыря, были ликвидированы. Экспозиция отвечает на такие вопросы какой и насколько богатой была ризница Соловецкого монастыря среди ее прямых аналогов - других ризниц Русского Севера, а также - что случилось с Соловецкой ризницей, кто в этом виноват, удалось ли что-нибудь спасти, чья это заслуга? На эти вопросы отвечает занимающий центральную часть помещения ризницы второй раздел нашей экспозиции. Ответы эмоционально окрашены, невозможно оставаться бесстрастными, рассказывая о событиях, полных ужаса и трагизма. Экспозицию освещают сполохи революционного пожара, языки пламени проецируются на стены ризницы вместе с кадрами кинохроники... Оснащенная современными средствами отображения информации (используются две плазменные панели, мультимедиа-проектор, информационный киоск), экспозиция "Ризницы Русского Севера" насыщена фактами и их свидетельствами. Однако не только они, но и, не последнюю очередь, их трактовка составляла суть задачи, которая решались авторами экспозиции. Экспозиция "Соловецкая мельница". Экспозиция размещается в здании водяной мельницы Соловецкого монастыря. Первое описание устройства Соловецкой мельницы датируется 1640 годом. С этого времени скупые записи монастырских книг доносят до нас непрерывный стук мельничных жерновов на протяжении почти трех столетий. Последняя такая запись сделана в 1908 г. И только в 2004 году у посетителей появилась возможность ознакомиться с уникальным памятником. Соловецкая мельница являлась технологическим устройством, которое никогда не было исключительно мукомольным. С момента создания мельница была остроумным многофункциональным комбайном, в обслуживании которого участвовало всего 5 человек (данные 1885 года). Силой вращения водяного колеса здесь запускалось множество производственных процессов: помол на муку с пеклеванием; помол на крупу трех сортов с крупосеянием и веянием; сукноваляние; изготовление "дуба" для выделки кож; растирание красок; толчение алебастра; заточка инструментов. Мельничный комплекс продолжался и снаружи: в его структуру входили Сушило, портомойня-прачечная, братская баня, мукомольный амбар, целая система подсобных помещений. Мельница была своего рода "техническим сердцем" Соловецкого монастыря, на протяжении столетий дававшем жизнь всему его мощному организму. Сегодня Соловецкая мельница стала музейной экспозицией. Эта экспозиция необычна, она будоражит воображение. Она содержит больше вопросов, чем уверенных суждений. Таким образом музейные работники приглашают посетителей музея к совместному размышлению над загадками этого пока еще почти не исследованного шедевра древней технической мысли. Экспозиция "Соловецкая крепость". Место размещения экспозиции - южная часть крепостной стены, включающий Архангельскую, Белую и Прядильную башни. Экспонатами здесь выступают сами архитектурные сооружения в их естественной среде, в первозданном величии всего комплекса в целом и каждого его элемента. Древняя цитадель - с более чем километровым периметром стен, восемью башнями, восемью воротами, десятками лестниц и переходов, сотнями бойниц и амбразур - дошла до нас в почти неизменном виде. Признавая безусловный приоритет самого памятника в его воздействии на восприятие посетителей, авторы экспозиции "Соловецкая крепость" ограничились минимальными оформительскими средствами. Тщательно отобранные материалы архитектурных обмеров и выполненных реставраторами графических реконструкций использованы лишь для того, чтобы помочь посетителям музея увидеть невидимое - заглянуть в толщу крепостных стен, проникнуть в глубину веков. Лаконичные сведения об основных конструктивных особенностях и истории возведения крепости позволяют приблизиться к постижению тайн ее необычайной прочности и величественной красоты. Исследование памятника еще далеко не закончено, и посетитель вправе сам судить о том, какую долю в воинской славе, политическом весе и духовной значимости Соловецкой крепости составляет вклад ее архитекторов и строителей и какую - ее стратегов и защитников: воинов гарнизона, монастырской братии. Экспозиция "Монастырская тюрьма". Место размещения экспозиции - пространство 1 яруса памятника Сушила (XVI в.) и примыкающих к нему бойниц крепостной стены (XVII в.), где располагалась одна из "первотяжких" тюрем Соловецкого монастыря. Слово "Соловки" в нашем сознании прочно связано с понятием "узничества". Во многом это обусловлено трагическим для нашей страны периодом массовых репрессий - с Советским временем. Однако печальная слава Соловецких островов как места ссылки и заточения имеет более глубокие корни. Уже начиная с XVI века, сюда ссылали за религиозные, государственные и уголовные преступления. И хотя количество узников в монастырское время, по меркам недавнего прошлого, было совсем не значительным (несколько сотен человек за четыре столетия), тюремная история Соловков менее печальной от этого не становится. По замыслу автором выставка вовсе не претендует на то, чтобы дать любознательному посетителю музея-заповедника объективное и исчерпывающее представление об истории Соловецких тюрем. Главное, по мысли авторов, это возможность для посетителей не просто представить, а хотя бы в малой степени ощутить то, что испытывает и переживает человек, оказавшийся в неволе. Экспозиция приглашает поразмышлять, всегда ли мера нашей вины, мера ее осознания, мера общественного порицания и мера реального наказания соответствуют друг другу? Для усиления эмоционального воздействия экспозиции использовано специальное осветительное и звуковое оборудование. "Соловецкие печи". Выставка занимает второй и третий ярусы Сушила и состоит из двух частей. В самом верхнем уровне Сушила (который создатели выставки назвали "Белой палатой" в отличие от "Черной палаты" второго яруса) располагается тематическая часть. Здесь раскрывается феномен русской печи, без которой освоение Русского Севера было бы невозможно. (Вспомните Емелю из сказки не случайно он ездил именно на печи). Русская печь представлена как прародительница сложнейших отопительных систем, которые получили свое развитие на Соловках. И в дальнейшем эти системы применялись не только здесь, на острове, но и везде в церквях на Русском Севере. Помимо предметного ряда из фондов Соловецкого музея-заповедника, в "Белой палате" находится информационный киоск "Соловецкие печи". В нем собраны сведения обо всем, что связано с печами, сушилами, термической обработкой зерна, печных приборах и деталях, системах подпольного отопления. Летние посетители Соловков смогут воочию убедиться в необходимости существования на острове печных систем. Для этого в зале установлен проектор, который выводит на белую стену изображения с видами зимних Соловков в режиме слайд-шоу. Во втором, нижнем ярусе (Черной палате), где производилась сушка зерна, создатели экспозиции попытались ответить на вопрос: откуда на Соловках взялась такая сложная система? В.Ю. Дукельский считает: "Это редкий случай, когда это не могло придти из Европы, поскольку там существует принципиально иная система каминного отопления. Это связано и с другим климатом, и с другой традицией". Поэтому "печной" аспект соловецкой истории рассмотрен в мировом контексте. Авторы сравнили соловецкую, римскую, византийскую и восточную системы подпольного отопления, представили своеобразную "печную эволюцию". И соловецкие печи являются кульминацией развития отопительных систем. (Известно, что к XIX веку здесь сложилась настолько технически совершенная система, что топить можно было один раз в неделю). Несмотря на большую роль, которую играли печи в жизни русского общества, в России пока нет музеев, посвященных этой теме. И то, что такая экспозиция появилась именно на Соловках, не случайно. "Соловецкая школа юнг". Разработкой концепции и дизайна экспозиции по заказу музея-заповедника занималось агентство "Музейный проект" (г. Москва), дизайнер Привалов И.А. Дизайн-проект был существенно доработан Информбюро (г. Вологда), дизайнер Иевлев С.М., при участии сотрудников Соловецкого музея-заповедника Рубцова С.Г. и Бочкаревой О.В. Специально для размещения экспозиции был сооружен павильон с выходом к берегу моря. Его строительство производила субподрядная организация ООО "ИПИР". Вся экспозиция состоит из нескольких тематических блоков: - Вводный блок, где будут представлены копии документов о передаче Соловецких островов в ведение Военно-Морского флота, о создании учебного отряда ВМФ и школы юнг; - Блок "Как мы строили школу", посвященный первому этапу становления и строительства Соловецкой школы юнг. Здесь можно будет увидеть макет землянки - аналог тех землянок, в которых жили юнги в Савватиево. - Блок "Наставники" расскажет о персонале школы: преподавателях, библиотекарях, воспитателях. Здесь же будут представлены документы, личные вещи и одежда сотрудников. - Следующий сектор посвящен учебным будням воспитанников школы. Здесь можно будет увидеть материалы по учебе ребят, а также посмотреть пятиминутную документальную хронику 1943 г. о Соловецкой школе юнг. - Блок "Боевое крещение" повествует о боевых буднях ребят на военных кораблях, об участии соловецких юнг в боевых действиях Второй мировой войны, о юнгах, получивших награды за защиту Родины. - Раздел "Современность", в котором будет представлена информация о ветеранском движении соловецких юнг, о слетах юнг-ветеранов в 1972, 1975, 1982 и 2002 годах. На выставке экспонируются и настоящие боевые орудия: пушка МКМ-20 с тральщика 1943 года и глубоководная мина. Кроме того, на экспозиции будут представлены подарки юнг Соловецкому музею-заповеднику, карта бывшего Советского Союза с указанием городов, в которых есть советы юнг-ветеранов, и списки юнг, прошедших через Соловецкую школу. На выставке посетители смогут увидеть материалы, посвященные работе возрожденной Соловецкой школе юнг. Как отмечает заместитель директора по научно-экспозиционной деятельности и информационному обеспечению Рубцов С.Г., посещение экспозиции будет очень полезно молодому поколению юнг, ведь здесь можно будет не только узнать об истории школы, но и обучиться семафорной азбуке и вязанию морских узлов.
Среди новых экспозиций, созданных Соловецким музеем-заповедником в 2004-2006 гг., особое место занимает экспозиция "Ризницы Русского Севера". Она разместилась в историческом пространстве, где с 1602 года (расширено в 1797 и в 1831 гг.) находилась знаменитая ризница Соловецкого монастыря, прекратившая свое существование после его закрытия в 1920 г. Особое значение музейной экспозиции, построенной в помещении бывшей монастырской ризницы, обусловлено не только ее обширными размерами (около 300 кв. м.), высоким уровнем используемых презентационных технологий и центральным для всего комплекса местоположением. Вводный раздел новой музейной экспозиции позволяет отчасти представить и оценить, сколь велики были потери, понесенные нашей культурой в результате революционных баталий. Экспонируется карта монастырей Русского Севера начала XX века. В каждом из них была своя ризница. Все они, кроме ризницы Псково-Печерского монастыря, были ликвидированы. Экспозиция отвечает на такие вопросы какой и насколько богатой была ризница Соловецкого монастыря среди ее прямых аналогов - других ризниц Русского Севера, а также - что случилось с Соловецкой ризницей, кто в этом виноват, удалось ли что-нибудь спасти, чья это заслуга? На эти вопросы отвечает занимающий центральную часть помещения ризницы второй раздел нашей экспозиции. Ответы эмоционально окрашены, невозможно оставаться бесстрастными, рассказывая о событиях, полных ужаса и трагизма. Экспозицию освещают сполохи революционного пожара, языки пламени проецируются на стены ризницы вместе с кадрами кинохроники... Оснащенная современными средствами отображения информации (используются две плазменные панели, мультимедиа-проектор, информационный киоск), экспозиция "Ризницы Русского Севера" насыщена фактами и их свидетельствами. Однако не только они, но и, не последнюю очередь, их трактовка составляла суть задачи, которая решались авторами экспозиции. Экспозиция "Соловецкая мельница". Экспозиция размещается в здании водяной мельницы Соловецкого монастыря. Первое описание устройства Соловецкой мельницы датируется 1640 годом. С этого времени скупые записи монастырских книг доносят до нас непрерывный стук мельничных жерновов на протяжении почти трех столетий. Последняя такая запись сделана в 1908 г. И только в 2004 году у посетителей появилась возможность ознакомиться с уникальным памятником. Соловецкая мельница являлась технологическим устройством, которое никогда не было исключительно мукомольным. С момента создания мельница была остроумным многофункциональным комбайном, в обслуживании которого участвовало всего 5 человек (данные 1885 года). Силой вращения водяного колеса здесь запускалось множество производственных процессов: помол на муку с пеклеванием; помол на крупу трех сортов с крупосеянием и веянием; сукноваляние; изготовление "дуба" для выделки кож; растирание красок; толчение алебастра; заточка инструментов. Мельничный комплекс продолжался и снаружи: в его структуру входили Сушило, портомойня-прачечная, братская баня, мукомольный амбар, целая система подсобных помещений. Мельница была своего рода "техническим сердцем" Соловецкого монастыря, на протяжении столетий дававшем жизнь всему его мощному организму. Сегодня Соловецкая мельница стала музейной экспозицией. Эта экспозиция необычна, она будоражит воображение. Она содержит больше вопросов, чем уверенных суждений. Таким образом музейные работники приглашают посетителей музея к совместному размышлению над загадками этого пока еще почти не исследованного шедевра древней технической мысли. Экспозиция "Соловецкая крепость". Место размещения экспозиции - южная часть крепостной стены, включающий Архангельскую, Белую и Прядильную башни. Экспонатами здесь выступают сами архитектурные сооружения в их естественной среде, в первозданном величии всего комплекса в целом и каждого его элемента. Древняя цитадель - с более чем километровым периметром стен, восемью башнями, восемью воротами, десятками лестниц и переходов, сотнями бойниц и амбразур - дошла до нас в почти неизменном виде. Признавая безусловный приоритет самого памятника в его воздействии на восприятие посетителей, авторы экспозиции "Соловецкая крепость" ограничились минимальными оформительскими средствами. Тщательно отобранные материалы архитектурных обмеров и выполненных реставраторами графических реконструкций использованы лишь для того, чтобы помочь посетителям музея увидеть невидимое - заглянуть в толщу крепостных стен, проникнуть в глубину веков. Лаконичные сведения об основных конструктивных особенностях и истории возведения крепости позволяют приблизиться к постижению тайн ее необычайной прочности и величественной красоты. Исследование памятника еще далеко не закончено, и посетитель вправе сам судить о том, какую долю в воинской славе, политическом весе и духовной значимости Соловецкой крепости составляет вклад ее архитекторов и строителей и какую - ее стратегов и защитников: воинов гарнизона, монастырской братии. Экспозиция "Монастырская тюрьма". Место размещения экспозиции - пространство 1 яруса памятника Сушила (XVI в.) и примыкающих к нему бойниц крепостной стены (XVII в.), где располагалась одна из "первотяжких" тюрем Соловецкого монастыря. Слово "Соловки" в нашем сознании прочно связано с понятием "узничества". Во многом это обусловлено трагическим для нашей страны периодом массовых репрессий - с Советским временем. Однако печальная слава Соловецких островов как места ссылки и заточения имеет более глубокие корни. Уже начиная с XVI века, сюда ссылали за религиозные, государственные и уголовные преступления. И хотя количество узников в монастырское время, по меркам недавнего прошлого, было совсем не значительным (несколько сотен человек за четыре столетия), тюремная история Соловков менее печальной от этого не становится. По замыслу автором выставка вовсе не претендует на то, чтобы дать любознательному посетителю музея-заповедника объективное и исчерпывающее представление об истории Соловецких тюрем. Главное, по мысли авторов, это возможность для посетителей не просто представить, а хотя бы в малой степени ощутить то, что испытывает и переживает человек, оказавшийся в неволе. Экспозиция приглашает поразмышлять, всегда ли мера нашей вины, мера ее осознания, мера общественного порицания и мера реального наказания соответствуют друг другу? Для усиления эмоционального воздействия экспозиции использовано специальное осветительное и звуковое оборудование. "Соловецкие печи". Выставка занимает второй и третий ярусы Сушила и состоит из двух частей. В самом верхнем уровне Сушила (который создатели выставки назвали "Белой палатой" в отличие от "Черной палаты" второго яруса) располагается тематическая часть. Здесь раскрывается феномен русской печи, без которой освоение Русского Севера было бы невозможно. (Вспомните Емелю из сказки не случайно он ездил именно на печи). Русская печь представлена как прародительница сложнейших отопительных систем, которые получили свое развитие на Соловках. И в дальнейшем эти системы применялись не только здесь, на острове, но и везде в церквях на Русском Севере. Помимо предметного ряда из фондов Соловецкого музея-заповедника, в "Белой палате" находится информационный киоск "Соловецкие печи". В нем собраны сведения обо всем, что связано с печами, сушилами, термической обработкой зерна, печных приборах и деталях, системах подпольного отопления. Летние посетители Соловков смогут воочию убедиться в необходимости существования на острове печных систем. Для этого в зале установлен проектор, который выводит на белую стену изображения с видами зимних Соловков в режиме слайд-шоу. Во втором, нижнем ярусе (Черной палате), где производилась сушка зерна, создатели экспозиции попытались ответить на вопрос: откуда на Соловках взялась такая сложная система? В.Ю. Дукельский считает: "Это редкий случай, когда это не могло придти из Европы, поскольку там существует принципиально иная система каминного отопления. Это связано и с другим климатом, и с другой традицией". Поэтому "печной" аспект соловецкой истории рассмотрен в мировом контексте. Авторы сравнили соловецкую, римскую, византийскую и восточную системы подпольного отопления, представили своеобразную "печную эволюцию". И соловецкие печи являются кульминацией развития отопительных систем. (Известно, что к XIX веку здесь сложилась настолько технически совершенная система, что топить можно было один раз в неделю). Несмотря на большую роль, которую играли печи в жизни русского общества, в России пока нет музеев, посвященных этой теме. И то, что такая экспозиция появилась именно на Соловках, не случайно. "Соловецкая школа юнг". Разработкой концепции и дизайна экспозиции по заказу музея-заповедника занималось агентство "Музейный проект" (г. Москва), дизайнер Привалов И.А. Дизайн-проект был существенно доработан Информбюро (г. Вологда), дизайнер Иевлев С.М., при участии сотрудников Соловецкого музея-заповедника Рубцова С.Г. и Бочкаревой О.В. Специально для размещения экспозиции был сооружен павильон с выходом к берегу моря. Его строительство производила субподрядная организация ООО "ИПИР". Вся экспозиция состоит из нескольких тематических блоков: - Вводный блок, где будут представлены копии документов о передаче Соловецких островов в ведение Военно-Морского флота, о создании учебного отряда ВМФ и школы юнг; - Блок "Как мы строили школу", посвященный первому этапу становления и строительства Соловецкой школы юнг. Здесь можно будет увидеть макет землянки - аналог тех землянок, в которых жили юнги в Савватиево. - Блок "Наставники" расскажет о персонале школы: преподавателях, библиотекарях, воспитателях. Здесь же будут представлены документы, личные вещи и одежда сотрудников. - Следующий сектор посвящен учебным будням воспитанников школы. Здесь можно будет увидеть материалы по учебе ребят, а также посмотреть пятиминутную документальную хронику 1943 г. о Соловецкой школе юнг. - Блок "Боевое крещение" повествует о боевых буднях ребят на военных кораблях, об участии соловецких юнг в боевых действиях Второй мировой войны, о юнгах, получивших награды за защиту Родины. - Раздел "Современность", в котором будет представлена информация о ветеранском движении соловецких юнг, о слетах юнг-ветеранов в 1972, 1975, 1982 и 2002 годах. На выставке экспонируются и настоящие боевые орудия: пушка МКМ-20 с тральщика 1943 года и глубоководная мина. Кроме того, на экспозиции будут представлены подарки юнг Соловецкому музею-заповеднику, карта бывшего Советского Союза с указанием городов, в которых есть советы юнг-ветеранов, и списки юнг, прошедших через Соловецкую школу. На выставке посетители смогут увидеть материалы, посвященные работе возрожденной Соловецкой школе юнг. Как отмечает заместитель директора по научно-экспозиционной деятельности и информационному обеспечению Рубцов С.Г., посещение экспозиции будет очень полезно молодому поколению юнг, ведь здесь можно будет не только узнать об истории школы, но и обучиться семафорной азбуке и вязанию морских узлов.